Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  может, в изготовление идола из священного дерева вкладывался особый
  смысл: в этом случае происходило как бы удвоение божественной  силы
  -- дерево, как таковое, как часть растительного мира, и изображение
  божества, долженствующего даровать людям благополучие.
      Деревянные идолы, по аналогии со Збручским  каменным  идолом  и
  изображениями идолов на серебряных браслетах  XII  в.,  могли  быть
  многоярусными,  и  один  столб  мог  нести  изображения  нескольких
  божеств. (Рис. 48).

                        ЗБРУЧСКИЙ РОД-СВЯТОВИТ

      На фоне того, что нам  известно  о  славянских  идолах  как  по
  реальным  находкам,  так  и  по   древним   описаниям,   совершенно
  исключительным оказывается збручский  Род-Святовит,  представляющий
  собою не изображение какого-либо отдельного божества, а дающий целую
  космогоническую систему, четко сложившуюся к IX в. Эта глава названа
  "Апогей язычества",  но  весь  предшествующий  материал  ничего  не
  говорил нам о высоком развитии, об итогах теологических размышлений
  древних русов к моменту зарождения государственности. Збручский идол
  прекрасно отражает именно этот важный переломный момент  в  истории
  восточного славянства,  соединяя в себе архаичные  черты,  уходящие
  чуть  ли  не  в  земледельческий  энеолит  (богиня-Мать)  с  новыми
  элементами,  порожденными новым дружинным бытом (бог-воин,  всадник
  с оружием).
      По поводу збручского идола было высказано  в  литературе  много
  противоречивых  и  взаимоисключающих  мнений.  Одни   считали   его
  славянским, другие  относили  в  разряд  тюркских  каменных  баб  и
  подыскивали  ему  аналогии  вплоть  до  Тибета  и  Монголии.   Одни
  датировали IX в. н. э., другие решались углубить дату очень точно до
  первой половины I в. до н. э. и связать его с кельтами 66.
 ----------------------------------
      66  Из  обширной  литературы   о   збручском   Святовите,   как
  окрестили его вскоре после находки, можно назвать: Срезневский И. И.
  Збручский истукан. -- ЗРАО. СПб., 1853, т. V; Weigel. Bildwerke aus
  altslawischer Zeit. -- Archiw fur  Anthropologie,  1882,  Bd.  XXI;
  Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884;  Demetrykiewicz
  W. Figury kamienne t. zw. "bab" w Azyi  i  Europrie.  --  Sprawozd.
  Pols. Akad. Umiejetn. Wydz. filologiczny XV.  Кг.,  1910;  Zakharov
  Alxis. The Statue of Zbrucz.  --  ESA,  1934,  IX;  Гуревич  Ф.  Д.
  Збручский идол; Lenczyk  G.  Swiatowid  Zbruczanski.  --  Materialy
  Archeologiczne, 1964, V;  Rosen-Przeworska  I.  Sur  la  genese  de
  "Swantowid" deite slave a quatre  visages.  --  Archeologia  Polina
  Warszawa, 1972, XIII.

      Последним по  времени  скептиком  оказался  известный  польский
  историк Г. К. Ловмянский. В своей работе о славянском язычестве  он
  писал, что славянскими могут быть сочтены только деревянные  идолы,
  а камень --  признак  иной  народности:  "Анализ  полабских  данных
  подтверждает слова варяга (о том, что деревянный Перун в Киеве -- не
  бог, а дерево) и  вместе  с  тем  позволяет  исключить  из  области
  славянской мифологии все не деревянные фигуры из славянских земель,
  ошибочно считаемые археологами славянскими со знаменитым  збручским
  "Святовитом" во главе" 67. Согласиться с  этим  тезисом  почтенного
  польского историка невозможно. Мне дважды приходилось  выступать  с
  анализом  той  системы,  которая  выражена  в  збручском  комплексе
  языческих изображений 68.
 ----------------------------------
      67 Lowmianski  H.  Religia  slowian  i  jei  upadek.  Warszawa,
  1979, s. 158.
      68  Рыбаков  Б.  А.  Святовит-Род.   --   In:   Liber   Josepho
  Kostrzewski oktogenario a veneratoribus dicatus. Warszawa, 1968, s.
  390 -- 394; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян,  с.  21  --  24
  (раздел "Род и рожаницы", с. 438-464).

      Идол сделан из  известняка;  он  четырехгранный,  квадратный  в
  сечении. Высота его 2 м 67 см. Верхняя часть его оформлена  в  виде
  округлой шапки с меховой рельефной опушкой.  Под  общей  шапкой  --
  четыре человеческих лица, завершающие четыре плоских  грани  идола.
  (Рис. 50).
      Идол разделен на три  горизонтальных  яруса.  Верхний  ярус  --
  160 см; средний ярус -- 40 см;  нижний  --  67  см.  Таким  образом
  отдельных секций 12; из них одна секция в нижнем ярусе пустая,  без
  изображений, а в остальных 11  по  одному  изображению.  При  таком
  обилии персонажей очень важно определить лицевую, фасадную сторону,
  на которой должно быть изображено  главное  божество.  В  этом  нам
  помогает нижний ярус с одной пустой гранью. На противостоящей грани
  изображен усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими
  руками всю среднюю зону. На двух прилегающих гранях этого же нижнего
  яруса эта же коленопреклоненная  фигура  показана  сбоку  и  только
  личина en face. Колени обеих боковых фигур соприкасаются с коленями
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-