Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Черняховская культура,  сложившаяся  под  сильным  воздействием
  римской, обозначилась в южной части зарубинецкой области во II в. н.
  э. одновременно с началом упомянутого  подъема  и  прекратила  свое
  существование в IV -- V вв. н. э., выродившись в более  примитивные
  формы в связи с тем общеевропейским кризисом IV --  V  вв.  н.  э.,
  который был следствием нашествия гуннов и падения Римской империи в
  результате варварских завоеваний.
      Начало  и  конец  Черняховского  этапа  в   развитии   Среднего
  Поднепровья точно совпадают с этими  крупными  рубежами  в  истории
  Восточной Европы и Европы в целом.

                                    *

      В  нашем  затянувшемся  поиске  предков  Руси   нам   предстоит
  рассмотреть давний и спорный вопрос о готах в  Причерноморье  и  их
  отношении к черняховской культуре. Это тем более необходимо сделать,
  что именно в связи с  готами  упоминается  соседний  с  ними  народ
  "росомонов". Когда археологи на рубеже XIX и XX вв. обнаружили  два
  этапа культуры "полей погребальных урн" в Среднем  Поднепровье,  то
  обе культуры рассматривались как славянские  древности  центральной
  восточноевропейской области Полян  --  Руси.  Взгляды  Хвойко  были
  поддержаны   рядом   археологов,    в    том    числе    крупнейшим
  археологом-систематизатором А. А. Спицыным. Однако уже через восемь
  лет после открытия черняховской культуры немецкие  ученые  объявили
  эту культуру готской, хотя от Приазовья, где исторические источники
  размещают готов III -- IV вв. н. э., до Черняхова и Ромашок, где вел
  работу Хвойка, свыше 500 км. Hе сходится и хронология: черняховские
  элементы  появляются  во  II  в.  н.  э. 22,  а "готы  появились  в
  южнорусских степях лишь в начале III в. н. э," 23, точнее  в  230-е
  годы. Тем не менее, начиная с П.  Рейнеке,  немецкие  археологи  из
  Майнца, Франкфурта-на-Майне, Вюрцбурга, Лейпцига  упорно  стремятся
  внедрить  готскую  гипотезу  как   якобы   единственно   научную24.
  Ошибочность этих искусственных построений  хорошо  доказана  М.  Ю.
  Смишко25. Черняховская культура  как  важное  историческое  явление
  требует серьезного и всестороннего рассмотрения  и  обобщения  всех
  "черняхоидных" материалов. Современное состояние изучения  (главным
  образом для западной части ареала) отражено в книге В. Д. Барана 26.
 ---------------------------------------
      22 Баран В. Д. Черняхiвська культура. Київ, 1981, с. 153.
      23 Скржинская  Е.  Ч.  Комментарий  к  Иордану.  --  Иордан.  О
  происхождении и деяниях гетов. М., 1960, с. 364. Прим. 828.
      24 Баран В. Д. Черняхiвська культура, с. 8 -- 10.
      25 Смiшко М. Ю. Вiдносно  концепцiї  про  германьску  належiсть
  культури полiв поховань. -- МДАПВ, 1961, вып. 3, с. 59 -- 76.
      26 Баран В. Д. Черняхiвська культура.

      Немаловажным является  и  полный  анализ  греческих  и  римских
  письменных  источников,  из  которых  сторонники  готской  гипотезы
  черпают отдельные сведения о готских племенах III -- IV вв.  н.  э.
  Выводы  сторонников  готской  гипотезы  основываются  на  следующих
  положениях, требующих строгой проверки:  1.  Черняховская  культура
  прослеживается  там,  где  древние  авторы  размещают   готов.   2.
  Черняховская  культура  угасает  в  то   время,   когда   готы   из
  Причерноморья уходят в Западную Европу.  Второй  тезис  не  требует
  особых разысканий, так как конец  черняховской  культуры,  как  уже
  говорилось,  был  вызван  прежде  всего  нашествием  гуннов,  новым
  разгромом   причерноморских   центров   и   всем   тем   комплексом
  общеевропейских событий, который создает рубеж между античностью  и
  средними веками. Можно добавить, что если бы черняховская  культура
  была создана готами, то  при  своем  продвижении  на  Балканы  и  в
  Западную Европу готы, двигавшиеся с женами и детьми, должны были бы,
  хотя бы на часть своего пути, пронести с  собой  основные  элементы
  черняховской культуры. Hо этого нет.
      Остается вопрос о географическом размещении  готских  племен  в
  III -- IV вв. и о  степени  его  соответствия  ареалу  черняховской
  культуры II -- IV вв. Серьезный исчерпывающий анализ всех греческих
  и латинских источников, проведенный с  учетом  новейшей  литературы
  вопроса, осуществлен в последние годы В. П. Будановой27.
 ---------------------------------------
      27 Буданова В.  П.  Готы  в  системе  представлений  римских  и
  византийских  авторов  о  варварских   народах.   --   Византийский
  временник, 1980, т. 41, с. 141 -- 152; Она же. Передвижения готов в
  Северном Причерноморье и на Балканах в III в. -- ВДИ, 1982, № 2; Она
  же.  Этническая  структура  "государства  Германариха"  (по  данным
  письменных источников). -- КСИА, М., 1983, вып. 178.

      Основные выводы исследовательницы таковы: первой  волной  готов
  были везеготы, направившиеся в конце II в. на Дунай и не заходившие
  восточнее Днестра. Остроготы продвинулись несколько позже, в первой
  половине III в. к Меотиде, а затем часть их переместилась на  запад
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-