Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  "тропа Трояна" означает ориентир, к которому скачут "черес поля  на
  горы" славянские дружины, по всей вероятности, в  эпоху  завоевания
  Балкан в VI в. Очевидно, эпическая память восточных славян сохранила
  и имя Траяна и воспоминание о благоденствии в последующие века  (до
  трагического "времени Бусова", т. е. до конца IV в. н. э.).
      7. Перечисленные выше некоторые общеисторические  черты  первых
  веков  нашей  эры  исчерпывающе  объясняют  все   особенности   так
  называемой черняховской  культуры  и  её  существенное  отличие  от
  предшествующего  зарубинецкого   этапа.   Географическое   отличие,
  заключающееся  в  том,  что   характерные   Черняховские   признаки
  проявились не на всей зарубинецкой территории, а лишь на её  южной,
  лесостепной половине, объясняется тем, что только эта южная половина
  и вошла в тесные и плодотворные взаимоотношения с возродившимися  и
  оправившимися от сарматского удара античными городами и прежде всего
  с Ольвией-Борисфеном. Вторая географическая черта  --  просачивание
  черняховской культуры на юг, по Днепру и в приморскую зону --  тоже
  стоит в прямой связи с той оживленнейшей торговлей с античным миром,
  которая возобновилась для Среднего Поднепровья в "Трояновы века", во
  II -- IV вв. н. э.
      Развитие ремесла, покупка предметов роскоши, переход  к  новой,
  более высокой форме поселений -- все это  следствие  экономического
  подъема,  обусловившего  и  новую  ступень  социального   развития,
  связанного с обогащением местной знати без существенного выдвижения
  военного, всаднического элемента, что, очевидно, следует  связывать
  с  жизненной  заинтересованностью  империи  в  сохранении  мира   и
  регулярных  торговых  связей.  Характерно  отсутствие  крепостей  в
  черняховское время на всем пространстве лесостепи.
      8.  Наш  экскурс  в  предысторию  Руси   требует   рассмотрения
  степени устойчивости центров сменяющих друг  друга  археологических
  культур. Задача эта очень проста, так как для  каждой  эпохи  четко
  вырисовывается один и тот же район правобережья Среднего Поднепровья
  -- от Киева до р. Роси (или до р. Тясмина).
      Скифское  время  VII  --  IV  вв.  до  н.   э.   --   "киевская
  археологическая группа" от Киева до Тясмина 19.
 ----------------------------------
      19 Тереножкин А. И., Ильинская В. В. "Скифский  период".  --  В
  кн.: Археологiя УРСР, Київ, 1971, т.  II,  Карта;  Петренко  В.  Г.
  Правобережье Среднего Приднепровья в V -- III вв. до н. э. М., 1967.
  Карта на с. 7; Онайко H. А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье
  в VII -- V вв. до н. э. М., 1966, Карта-рис. 7 на с. 45.

      Зарубинецкая культура III в.  до  н.  э.  --  I  в.  н.  э.  --
  сгусток поселений от Киева до Роси20.
 ----------------------------------
      20 Максимов Е. В. Зарубинецкая  культура  на  территории  УССР.
  Київ, 1982. Карта на с. 8; Он же.  Античный  iмпорт  на  Середньому
  Поднiпров' в зарубинецький час. -- Археология, Київ, 1963,  т.  XV.
  Карта на с. 111.  См.  так  же:  Симонович  Э.  Л.  Зарубинецкая  и
  черняховская культуры в Поднепровье, с. 17 -- 22.

      Черняховская  культура  II  --  IV  вв.  н.  э.  --  на   карте
  наблюдается два крупных сгустка памятников: один в бассейне р. Роси,
  другой на Днестре. Три меньших сгустка: 1. Средний Буг (Южный);  2.
  Излучина Днепра у Порогов (правый берег); 3. Между Дунаем и Тирой21.
 ----------------------------------
      21  Последнюю  по  времени  публикации  сводную  карту  см.   в
  статье: Гей О. А. Черняховские памятники Северного Причерноморья. --
  Сов. археология, 1980, № 2. Карта на с. 49.

      Район Роси и треугольник, образуемый Росью,  Днепром  и  линией
  от верховий Роси к Киеву, постоянно во все времена является главным,
  наиболее  значительным   и   ярким   по   культуре.   Кроме   того,
  археологический материал позволяет установить  преемственную  связь
  между культурами: позднескифская культура "генетически"  связана  с
  раннезарубинецкой,   а   черняховская   культура   в   определенных
  исторических условиях вырастает в южной  половине  зарубинецкой  из
  зарубинецких форм. После бурных событий великого расселения  славян
  в V -- VI вв. мы снова видим район Роси как главный культурный центр
  "Русской земли", память о рубежах которой дожила до XII в.
      9. В итоге о черняховской культуре  следует  сказать,  что  она
  является прежде всего порождением, прямым следствием того подъема в
  развитии причерноморского региона и его широкой периферии,  который
  наблюдается начиная со II в. н. э. Отток сарматов на Средний Дунай,
  прекращение разгрома античных городов,  появление  в  эпоху  Траяна
  такого могучего хозяина, как  Рим,  заинтересованного  в  экономике
  варварского земледельческого мира, широкая  и  длительная  торговля
  хлебом с ним, социальное развитие самого варварского  мира  --  вот
  комплекс тех новых исторических условий, в которых протекал переход
  от первобытных (поневоле) зарубинецких форм быта к новым, называемым
  нами условным термином черняховских.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-