Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  черты Святовита здесь налицо, кроме четырехглавости. В том виде,  в
  каком описал Святовита Саксон, мы должны  предполагать  деревянного
  идола, у которого его четыре  шеи  образованы  четырьмя  развилками
  ствола, а вставные ноги "сделаны из другого дерева".
 ----------------------------------
      59 Niederle L. Slovanske Starozitnosti.

      Идол из Барцян (Мазовия) держит в  правой  руке  рог  изобилия;
  ниже  пояса  у  него  видны  сильно  сглаженные   следы   какого-то
  подвешенного к поясу оружия (?). Левая рука согнута 60.  По  общему
  облику мазовецкий идол очень близок к изваяниям скифского времени на
  Эксампае и близ Ольвии. Отсутствует только гривна на шее.
 ----------------------------------
      60 Gardawski A.,  Gassowski  J.,  Razhewski  Z.  Archeologia  i
  pradzieje -- Swiat, 1965, № 17. Polski. Warsawa, 1957, s.49.

      Полное  подобие  основной  схемы   Святовита   дает   небольшая
  подвеска-идольчик из Прикамья,  которую  В.  В.  Седов  справедливо
  считает новгородской: мужская  фигура  с  рогом  в  правой  руке  и
  согнутой левой, упирающейся в бок 61.
 ----------------------------------
      61 Спицын А. А. Шаманские изображения,  рис.  7;  Седов  В.  В.
  Восточные слаВЯНе..., С. 266.

      Бесспорно   славянским   является   изображение    на    пряжке
  (Микульчицы. Чехия): человек в длинной  одежде  пьет  из  рога;  в
  правой руке он держит молот 62.
 ----------------------------------
      62 Ф. Д. Гуревич  публикует  две  женские  фигуры  из  Западной
  Пруссии. Обе они с рогом изобилия (Гуревич Ф. Д. Збручский идол.-МИД
  М- Л 1941 № 6 рис. 3 и 5). Это более архаичная стадия. Судя по месту
  находки (Розенберг) идолы не славянские.

      Каменные фаллические идолы известны только  из  северной  части
  восточнославянских земель  --  Шексна  и  Себеж.  Это  чрезвычайно
  упрощенные скульптуры, дающие лишь общую форму  и  едва  намеченную
  личину. Характерным признаком является шапка. Сущность таких идолов
  прямо связана с идеей рождения, жизни, урожая,  что  подтверждается
  множеством фольклорных материалов, начиная от ритуального  coitus'a
  на свеже засеянном поле и кончая  похоронами  Ярилы  (Herovit'a)  в
  середине лета, когда старая рождающая сила зерна-семени уже перешла
  в новые колосья. Ярилу в этом обряде изображали с  огромным  фаллом
  63. Известен каменный фаллический идол из Сукромли.
 ----------------------------------
      63 Ефименко П. С. О Яриле, языческом божестве  русских  славян.
  СПб 1869; Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918, с. 16.

      Кроме больших каменных фаллических идолов, стоявших  где-то  на
  природе, существовали маленькие домашние, изготовленные из  дерева,
  но тоже антропоморфные.  Они  являлись  принадлежностью  языческого
  свадебного обряда и тоже выполняли  функцию  символа  плодовитости,
  воздействия на рождение новой жизни: "(чтуть срамные уды) и в образ
  створены и кланяются им и требы им кладуть (это относится к большим
  идолам вне дома). Словене же на  свадьбах  въкладываюче  срамоту  и
  чесновиток в ведра пьють" 64.
 ----------------------------------
      64 Гальковский Н. М.  Борьба  христианства..,  т.  II,  с.  40;
  Рыбаков Б А Язычество древних славян, с. 36, 39, 41.

      В  русских  и  польских  средневековых  домах   при   раскопках
  находят  маленькие  деревянные  идольчики,  очевидно,   изображения
  домовых. Их ставили, возможно, на угловых полочках в красном  углу,
  где  в  более  позднее  время  помещали  иконы.   У   гуцулов   эта
  полочка-божница  называлась  очень  характерно  --  "диды",  т.  е.
  "предки", "домовые". (Подробнее см. ниже) 65.
 ----------------------------------
      65 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 190, прим. 9.

      Сохранившиеся  до  наших   дней   каменные   идолы,   по   всей
  вероятности, составляли незначительный  процент  славянских  идолов
  вообще,  так  называемая  основная  масса  изображений  богов  была
  изготовлена из дерева. Из дерева был сделан идол  киевского  Перуна
  ("...постави кумиры... Перуна древяна, а главу его сьребряну, а  ус
  -- злат..."), из разных сортов дерева был изготовлен идол Святовита;
  святилища, обнаруженные раскопками,  дают  нам  глубокие  гнезда  в
  материке,  вырытые  для  установки  в  них  идолов.  Возможно,  что
  изготовление священных изображений из дерева объяснялось не  только
  редкостью камня -- в Киев камень для великокняжеского  храма  могли
  привезти с юга, в Арконе камень был под рукой. Мы знаем  о  широком
  почитании священных деревьев как символа  растительной  силы.  Быть
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-