|
-- Сов. археология, 1966, № 2).
Небольшие жертвенники, обложенные камнями, обнаружены С. А.
Таракановой во Пскове (Тараканова С. А. Раскопки в Псковском кремле.
-- КСИИМК, 1947, XXI).
*
Идолы. Когда у русских и славянских историков в XVII -- XVIII
вв. проявился интерес к язычеству, то было обращено внимание и на
изображения древних богов. Приурочение тех или иных скульптур к
славянству языческой поры делалось без достаточных оснований, но это
и в настоящее время осталось делом нелегким.
Романтика, которой всегда овеяно углубление в языческую
старину, способствовала появлению подделок, выдаваемых за славянских
идолов. Исходным материалом для этих фантазий служили исторические
источники о храмах и идолах балтийских славян XI -- XII вв. (Сефрид,
Гельмольд, Саксон Грамматик и др.). Таковы, например, грубые
подделки, "найденные" в 1687 -- 1697 г. в замке Прильвице в земле
древних бодричей, породившие целую литературу, или так называемые
микоржинские идолы 55. (Рис. 46).
----------------------------------
55 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, t, II,
1, s. 162-164, tabl. 11; Спицын А. А. Шаманские изображения. -- Зап.
Отд. рус. и слав археол Рус' археол. об-ва. СПб., 1906.
Многое изменилось после находки в 1848 г. на
русско-австрийской границе в реке Збруче знаменитого четырехликого
идола, хранящегося ныне в Краковском музее 56.
----------------------------------
56 Наиболее подробное сводное исследование принадлежит Г.
Ленчик: Lenczyk G. Swiatowid Zbruczanski. -- Materialy
Archeologiczne. Krakow, 1964.
После этого был выявлен в разных местах славянского мира
целый ряд каменных и деревянных (в раскопках) идолов, которые, к
сожалению, в очень малой степени проясняют вопрос об иконографии
славянских божеств 57.
----------------------------------
57 Айналов Д. В. Изображение древнерусских богов. (Отчет СПб.
Университета за 1904 г.); Седов В. В. Восточные славяне..., с. 264
-- 266. Рис. на табл. XXIII -- XXVI (с. 286 -- 289).
Большинство каменных изваяний найдено случайно, без
археологической связи с их первичным местом и в силу этого их трудно
датировать и определить этническую принадлежность поставивших их
людей, если речь идет о славянской периферии. Все идолы
антропоморфны; никаких черт звериных или птичьих нет. По охвату
человеческой фигуры они делятся на две группы: в одних случаях
изображалась (или только сохранилась до нас?) одна голова, в других
божество изображалось во весь рост.
По содержанию идолов можно разделить на три категории: идолы,
изображающие мужчину с рогом изобилия в руках, фаллические идолы и
изображения без особых признаков.
Идолы с рогом в руках хорошо определяются при помощи рассказа
Саксона Грамматика о деревянном идоле Святовита в Арконе на крайнем
западе славянского мира:
"В святилище стоял огромный идол, превышающий размеры
человеческого тела и увенчанный четырьмя головами на четырех шеях.
Две головы смотрели вперед, а две -- назад. У передних и задних
голов глаза были направлены у одной вправо, а у другой влево.
Холеные усы и подстриженные волосы были изображены скульптором
сходно с обычной прической руян.
В правой руке (Святовит) держал рог, сделанный из различных
металлов. Жрец, ведавший обрядами бога, ежегодно наполнял рог вином,
чтобы обеспечить урожай наступающего года.
Левая рука была согнута и упиралась в бок. Одежда идола
достигала голеней. Голени идола были сделаны из другого дерева и так
искусно присоединены, что только при тщательном осмотре это можно
было обнаружить. Ноги стояли прямо на земле... Около идола можно
было видеть узду и седло и другие атрибуты бога. Всех удивлял меч
необычайной величины; его ножны и рукоять были украшены резным
серебром..." 58.
----------------------------------
58 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, II, s.
289-290.
Остановимся на нескольких примерах. (Рис. 47).
Стела X в. из Альтенкирхена на Рюгене дает нам фигуру усатого
мужчины с огромным рогом изобилия в правой руке; согнутой левой он
придерживает рог. Одежда его достигает голеней 59. Все основные
|
|