Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      49 Тимощук В. О., Русанова И. П. Славянские святилища...

      Подобное городище  известно  в  Кулешовке  (тоже  на  Днестре),
  Широкий мыс защищен пятью дуговыми валами. Капище на мысу такое  же
  маленькое -- 8 м в диаметре. Оно окружено ровиком со следами  огня.
  Костры прослежены и в  третьем  валу.  Все  святилище  представляет
  равносторонний  треугольник  со  стороной  около  120   м.   Капище
  расположено в вершине треугольника в 80 м над уровнем  реки.  (Рис.
  45).
      На  двух  городищах  (Рудники  и  Зеленая  липа)  прослежены  в
  центре деревянные  постройки  (6X10  и  5X6),  очевидно,  храмового
  назначения. В  Зеленой  липе  посреди  деревянной  "храмины"  стоял
  деревянный идол (диаметр 60 -- 70 см), вкопанный в землю на 120 см.
  В Рудниковском городище можно предполагать перестройки и перемещение
  главного капища. Около одной из позиций капища  обнаружен  "длинный
  дом" (60X3,5 м), являвшийся, очевидно, требищем или "континой",  т.
  е. местом общественного пира.
      Все эти святилища возникли, по мнению авторов,  не  ранее  VIII
  -- IX в. и окончили свое существование в XI -- середине XII  в.  50
  Такое  позднее  прекращение  бытования  языческих  святилищ  вполне
  согласуется и с языческими обычаями у вятичей в эпоху Нестора ("еже
  творят вятичи и ныне) и с наличием баптистериев в  храмах  середины
  XII в. (Елецкая церковь в Чернигове и раскрытый раскопками  храм  в
  Старой  Рязани)  .   Крещальни-баптистерии   с   отдельным   входом
  создавались не для крещения  младенцев,  а  для  крещения  взрослых
  язычников.
 ----------------------------------
      50 Тимощук В. О., Русанова И. П. Славянские святилища...

      У   летописных   вятичей   был   город   Дедославль,    который
  отождествляют с с. Дединовым близ Тулы.
      Здесь  известно  городище,  которое  в  свете   приднестровских
  открытий  тоже  может  быть  причислено  к   святилищам.   Городище
  представляет собой часть широкого мыса, отрезанную от плато коротким
  валом. Размеры городища 60X175 м. В южной  части  площади  городища
  имеется широкая, расплывчатая возвышенность 51, возможно, являвшаяся
  капищем. Раннего культурного слоя на городище нет.
 ----------------------------------
      51 Никольская Т. Н.  Земля  вятичей.  М.,  1981,  рис.  46,  с.
  130-131. К сожалению, на плане  есть  только  берг-штрихи,  но  нет
  горизонталей.

      В Дедославле собиралось общеплеменное вече  вятичей.  Возможно,
  что княжеским центром вятического союза племен  был  город  Корьдна
  (Городня??? близ Тулы), резиденция "князя  князей",  а  религиозным
  центром -- городище с многозначительным именем Дедославль  в  одном
  дне пути от столицы 52.
 ----------------------------------
      52 Рыбаков Б. А. Киевская Русь. М., 1983, с. 262.

      О вече в Дедославле говорит  киевская  летопись  XII  в.  Зимою
  1147  г.  черниговские  князья  Давыдовичи  "съзвавша   Вятичи"   к
  Дедославлю.  Подробнее  по  недошедшим  до  нас  спискам  об   этом
  повествует В. Н. Татищев: "Давидовичи, пришед, Дедославль  взяли...
  (и)... остався в  Вятичах,  созвали  старейшин"  и  уговаривали  их
  воевать со  Святославом  Северским;  далее  у  Татищева  приводится
  отсутствующая в  летописи  речь  вятических  старейшин,  отказавших
  черниговским князьям  в  военной  помощи53.  Вполне  возможно,  что
  местом, где представители вятичей обсуждали вопросы мира  и  войны,
  было Дедниковское городище, не являвшееся  обитаемой  крепостью,  а
  представлявшее собою подобие  днестровских  городищ-святилищ  с  их
  капищами на возвышении.
 ----------------------------------
      53 Ипатьевская летопись под 6654  г.;  Татищев  В.  Н.  История
  Российская, М., 1963, т. II, с. 170.

      Совершенно несомненно, что  дальнейший  археологический  поиск,
  подкрепленный топонимическими сведениями, полнее раскроет перед нами
  картину последних языческих святилищ Киевской Руси IX --  XII  вв.,
  продолжавших бытовать "по украинам" (слова книжника начала XII  в.)
  и после христианизации городских центров Руси 54.
 ----------------------------------
      54 Приведенными примерами  не  исчерпываются  наши  сведения  о
  древнерусских языческих культовых местах. Можно указать,  например,
  на святилище в Ходосовичах X -- XI в.  Здесь  обнаружено  небольшое
  круглое капище диаметром 7 м, окруженное рвом с кострами и в нем  с
  идолом в центре  (см.:  Куза  А.  В.,  Соловьева  Г.  Ф.  Языческое
  святилище в земле радимичей. -- СА, 1972, №  1).  Глиняное  плоское
  капище с идолом посередине обнаружено у с. Нижний Воргол. В  жертву
  приносились кони и стрелы (Москаленко А. Н. Святилище на р. Воргол.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-