Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      46 Тимощук Б. А., Русанова И. П. Славянские святилища...

      В   этих   просторных    помещениях,    расположенных    вокруг
  центрального капища, общей площадью около 600 кв. м могло  усесться
  за длинными столами, вероятно, не менее 300 человек.
      Здесь производилось  поедание  жертвенной  пищи,  здесь  пилось
  священное  пиво.  Круглая  форма   требищных   построек,   вплотную
  поставленных к внешнему валу, наталкивает на мысль,  что  именно  к
  этой архаичной и повсеместной форме больших ритуальных  строений  и
  относится термин "хоромы", обозначающий в последующее время большую,
  богатую постройку, но  этимологически  восходящий,  по-видимому,  к
  понятию круга: "хоро" ("коло")  --  круг,  "хоровод".  В  языческие
  времена в этот семантический пучок входил и Хоре -- солнце, а после
  крещения  славян  --  "хорос"  --  круглое  паникадило  в   церкви,
  восходящее к греческому koros --  "хор",  "собрание"  (может  быть,
  собрание людей округи -- хоры)  47.  Понятия  "собрание"  и  "круг"
  остаются сближенными и в дальнейшем; казачий "круг" XVI -- XVIII вв.
  являлся именно собранием всех полноправных казаков.
 ----------------------------------
      47 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский  словарь.  М.,  1900,
  с. 791.

      Первичным смыслом слова "хоромы"  мне  представляется  круговая
  постройка. Начало свое слово получило  от  собраний,  "соборов"  на
  праздниках в круговых постройках языческих святилищ. В более позднее
  время, когда в  городках  и  замках  существовали  круговые  жилища
  (точнее совокупность  многих  клетей)  в  крепостных  стенах,  этим
  поддерживалось древнее значение термина "хоромы". Слова "хоромы"  и
  в неполногласной  форме  "храм"  некоторое  время  в  средневековье
  означали  постройку,  жилище,  усадьбу  с  её   замкнутым   двором,
  напоминавшим  древние  круговые  постройки.  Постепенно   произошло
  смысловое разграничение: хоромами стали  называть  только  большие,
  просторные светские постройки, а слово  "храм"  стало  обозначением
  только  церкви,  "храма  божия",  в  чем  явно   ощутим   отголосок
  первоначального языческого значения "хором".
      Как видим, святилище  в  Ржавинцах  объяснило  нам  почти  весь
  комплекс понятий, связанных с языческим ритуалом. Слова, общий смысл
  которых был понятен  исследователям  (отчасти  благодаря  греческим
  параллелям) , но  реальное  воплощение  не  было  известно,  теперь
  получили  определенность.  Мало  того,  это  святилище  на   холме,
  сохранившее  многие  детали,  выявленные  тщательными   раскопками,
  проливает свет на сотни округлых болотных городищ такого же размера,
  с точно такими же двойными валами и такими же центральными круглыми
  площадками-капищами.  Болотные  городища   плохо   исследованы,   и
  сохранность отдельных элементов там  худшая,  а  типологически  они
  тождественны днестровскому святилищу в Ржавинцах.
      Рассмотренное  святилище  представляло  в  языческую  пору   во
  время молений и празднеств величественную картину.  Во-первых,  оно
  находилось внутри древней ограды, сооруженной примерно  за  полторы
  тысячи лет до создания этого комплекса, что несомненно придавало ему
  авторитет глубокой традиционности. Святилище на холме господствовало
  над  селением,  расположенным   у   подножья.   Во   время   обряда
  жертвоприношения холм был увенчан двумя огромными огненными коронами
  капища и требища (с внешней стороны большого вала).  "Горят  костры
  горючие, кипят котлы кипучие.,.". В центре, на самой высокой  точке
  капища, освещенный огнем  круговой  крады  господствовал  над  всем
  четырехгранный каменный идол. Все это оживлялось  сотнями  людей  в
  белых ритуальных одеждах с вышивкой...
      Каждое  гнездо  славянских  поселков,   как   выяснили   работы
  Русановой и  Тимощука,  каждая  "вервь",  как  сказали  бы  юристы,
  составлявшие "Русскую  Правду",  располагало  своим  святилищем  на
  высокой горе. Обычай зажигать костры на вершинах гор  сохранился  в
  Прикарпатье до XIX  в.  Известный  исследователь  фольклора  И.  М.
  Снегирев писал: "Купальские огни,  зажигаемые  в  Иванову  ночь  на
  Карпатах, Судетах и Корконошах между Силезией и Чехами, представляют
  великолепное и торжественное зрелище на пространстве нескольких сот
  верст" 48.
 ----------------------------------
      48 Снегирев И. М. Русские простонародные праздники.  М.,  1837,
  вып. 1, с. 142.

      В   Верхнем   Поднестровье,   кроме   Ржавинского    святилища,
  обнаружено  еще  несколько  городищ,  справедливо  причисленных   к
  святилищам. Таковы городища  у  села  Бабина  на  Днестре  (урочище
  "Говда"), где святилище расположено на  узком  мысу  и  отграничено
  дуговыми валами. Маленькое капище (круглая площадка диаметром всего
  в 7 м) окружено рвом, имеющим "заливы" в сторону центра. Следы огня
  найдены только у внешнего вала. На самом мысу -- группа камней,  из
  которых один похож на сидящего человека 49.
 ----------------------------------
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-