|
защитить прах умершего.
В Ржавинском святилище слово "крада" может быть отнесено к
срединному кольцевому валу, окружавшему капище с идолом в центре. Б.
А. Тимощуком установлено при раскопках, что "конструкция внутреннего
вала убеждает в том, что в древности на его вершине размещалась
каменная вымостка, на которой горели огни... остатки её -- опаленные
камни, уголья и зола -- лежат на склонах вала и во рву, окружающем
вал" 45.
----------------------------------
45 Тимощук Б. О. Слов'яни твшчнсп Буковини..., с. 86, рис.
40.
В Изборнике 1073 г. в одной фразе упоминаются и крада и ров,
что соответствует ситуации нашего святилища. В переводной литературе
слово "крада" обозначает также святилище, жертвенник, жертвенный
огонь:
"Еще не осквернять кровию нечистою, ни крадами
безбожными..."; "Жра кумиром и възлагая на крады...". "Крады и
требища идольская..."
Приведенные выше примеры значительно расширяют языческую
семантику слова "крада", распространяя его не только на погребальные
костры, но и на огни жертвенников и на огненные ограды над рвами
капищ.
Требище (требище, bomos) -- место, где приносятся и
потребляются жертвы. Как и многие другие слова, связанные с культом,
этот комплекс тоже полисемантичен. Основа его -- "треба" ("треба")
-- жертва, жертвоприношение:
"Иже требу кладет богом, да потребять я";
"Требы, кладомыя вилам (русалкам)";
"Требы идольскыя..."
"творяще требу кумиром".
"Всяко село, в нем же требы бывают или присягы поганьскы --
да отдають в божий храм со всем именьем".
Языческая терминология прочно вошла в христианский обиход:
"Отворим требу господеви и богови нашему". Требами называли
выполнение основных обрядов православным духовенством; требником --
книгу молитв, исполняемых при том или ином обряде.
Требище -- место моления, которое так же, как и капище, может
быть раскопано ("да раскопаете требища их") или изрублено: "храмы
идольскыя и требища всюду раскопа и посече".
На требище возможны постройки: "согради требище и возложи
весь принос на нь".
Связь требы с позднейшими глаголами "требовать" и
"потреблять" хорошо объясняется первичной ритуальной сущностью
слова: выделение доли приплода для принесения в жертву было
обязательным требованием, а поедание жертвы (тельцов и овнов с
солью) являлось потреблением жертвы; жертву жрали... Глагол "жрать"
(жьрати") означал как священнодействие, принесение жертвы, "требы",
так и ритуальное поедание, "потребление" части приносимой жертвы.
Жрец -- руководитель обряда жертвоприношения и потребления. Исходя
из всего этого, требищем следует считать ту часть сакрального
комплекса, которая была связана со вторичной стадией обряда
(следовавшей за непосредственным закланием жертвы) -- с поеданием
требы, делавшим участников обряда как бы сотрапезниками богов, а
богов -- сопричастными человеческому праздничному пиру.
Применительно к Ржавинскому святилищу требищем следует
считать просторный круг между двумя валами, огражденный со всех
сторон большой и малой "крадами".
Требище являлось своего рода народной площадкой, где
находились рядовые участники обряда, "богомольцы", хор, до поры до
времени созерцавшие обряд, происходивший в алтаре-капище и
вступавшие в действие лишь тогда, когда начинался раздел жертвенной
пищи. Это подтверждается и тем, что данным словом переводилось
греческое naos -- неф, т. е. боковая часть храма.
Хоромы -- храм. Интересным элементом ритуального комплекса в
Ржавинцах являются "длинные дома", расположенные вдоль внутренней
стороны большого внешнего вала, на требище: "остатки длинных домов
на святилище были открыты в 1982 г. на пространстве между валами.
Здесь выявлены ровные горизонтальные площадки, идущие вдоль внешнего
вала. На их месте выявлен культурный слой с углем, следами дерева и
керамикой IX -- X вв." 46. Ширина "домов" -- около 5 м. Следует
напомнить, что на территории капища культурного слоя нет.
Круговые деревянные постройки на требище (западный дом -- 50
м длины, два юго-восточных -- 60 м и северо-восточный -- 20 м длины)
полностью соответствуют круговым постройкам святилища в Тушемле и
полукруговым помещениям Благовещенской горы, которые следует
рассматривать как главный компонент требища.
----------------------------------
|
|