Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  окружности внутреннего вала был  разведен  костер  и  сюда  ссыпали
  остатки иных огнищ (может быть, из жилищ соседнего поселка?).
      Сверху на окружности этого вала  находилась  вымощенная  камнем
  площадка, на которой горел огонь. На  внешнем  валу  был  уступ  со
  следами костров.
      У   южной   части   внутреннего   вала   во    рву    обнаружен
  четырехгранный каменный столб (идол?) высотою 250 см с сечением  90
  х 60 см. Изображения на  идоле  не  сохранились.  Четырехгранность,
  обусловленная   представлениями   о   "всех    четырех    сторонах"
  пространства,   сближает   этого    идола    как    со    збручским
  Родом-Святовитом,  так  и  с  более  ранним  идолом  из  Иванковец.
  Первоначально каменный идол находился в центре всего  святилища  на
  возвышении в середине малого круга.
      Дополнительные  изыскания  1982  г.   открыли   на   Ржавинском
  городище  круговую  постройку  вдоль  внутренней  стороны  большого
  внешнего вала,напоминающую уже известные нам постройки в святилищах
  Благовещенской горы и Тушемли 43.
 ----------------------------------
      43 Тимощук Б.  А.,  Русанова  И.  П.  Славянские  святилища  на
  Среднем Днестре и в бассейне Прута. -- Сов. археология, 1983, №  4,
  рис. 10.

      Ржавинское  славянское  святилище  последних  веков  язычества,
  почти синхронное тем письменным источникам, в которых  повествуется
  о разрушении идольских капищ и разорении требищ, интересно тем, что
  позволяет  вполне  конкретно  осознать  всю  древнюю  терминологию,
  связанную с языческими культовыми местами.  Оно  является  реальным
  овеществлением  всего  комплекса  понятий,  связанных  с  языческим
  ритуалом.
      Холм. Святилище расположено на  холме  над  селением.  Летописи
  и поучения многократно говорят о языческих мольбищах на  холмах.  С
  этим связаны и этнографические и топонимические сведения о  Красных
  холмах и Красных горках.
      Родник. Письменные  сведения  о  водных  источниках,  "кладезях
  многочестных",  родниках,  криницах  и  священных  "студеницах"  (к
  которым обращаются с просьбой  о  даровании  дождя)  многочисленны.
  Подробнее они будут рассмотрены в главе, посвященной русалиям.
      Капище  (bomos).  В  данном  случае  капищем  следует   считать
  прежде всего небольшую центральную  круглую  площадку  с  идолом  в
  центре её. Площадка ограничена насыпным кольцевым валом. Площадь её
  около 500 кв. м.  В  письменных  памятниках  уничтожение  языческих
  святилищ отображается именно как раскапывание их:
      "Пришед   раскопа   нечистых   капищь..."   "Капища   идольская
  раскопати..." 44.
 ----------------------------------
      44 Срезневский  И.  И.  Материалы...,  т.  I.  Все  последующие
  примеры приведены по этому изданию.

      Такие действия не могут быть отнесены  к  разорению  деревянных
  или  каменных  храмов,  но  вполне  соответствуют  таким   земляным
  сооружениям, как насыпные искусственные валы. Возможно,  что  слово
  "капище" могло обозначать не только один  внутренний  вал,  но  оба
  вала, всю совокупность  земляных  сооружений.  Другими  обобщающими
  словами были: "святилище", "мольбище", "жертвище".
      В  сложных  постройках   вроде   ржавинского   городища   слово
  "капище" должно быть закреплено прежде всего за срединной площадкой,
  на которой возвышался "капь" -- идол и где,  по  всей  вероятности,
  приносили жертвы ("жьртвы", "жрътвы", "жрьтвы").
      Капь, капище (eidolon) -- изображение,  идол,  истукан,  кумир,
  болван, "капь или образ некый...".

      "Сотворив бо сь человека по капи нашей...".
      "Образы творе и капи...".
      Владимир из Корсуня "взя же ида медены два капищи (статуи)".
      "Ови от них жряху капищем, а друзии -- дубию".
      "Образивше капище  и  хытростию  истукавъше,  кумира  поставиша
  каменьм...".

      Такой  "каменный  кумир",  четырехгранный,  как   и   некоторые
  другие  славянские  изваяния,   находился   в   центре   ржавинской
  площади-капища на земляном возвышении.
      Крада (pyra, sfaira). С этим  словом  мы  уже  встречались  при
  анализе погребальной терминологии летописца Нестора. Русский перевод
  хроники Георгия Амартола (сер. XI в.) позволил установить, что этим
  славянским словом переводчик обозначал такие различные понятия, как
  "огонь", "костер" и "круг" (см. выше с. 88). Их удалось согласовать,
  сопоставив с огненными кольцами, устраивавшимися  славянами  вокруг
  захоронения  покойника.  Огненный  круг   под   курганной   насыпью
  представлял собою небольшую канавку, в  которую  укладывали  легкий
  горючий материал  (ставили  снопы?);  огненная  крада  должна  была
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-