Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  людей" 33. Украинские сказки, в которых главным  противником  героя
  является Лихо, уравнивают Лихо с Бабой-Ягой: эта великанша живет  в
  лесу, едва умещается в своей избе, жарит зарезанных ею людей в печи.
  Кузнец, попавший во власть Лиха, только  хитростью  избавляется  от
  великанши-изверга. Кузнец, противостоящий олицетворению зла, -- это
  персонаж древнего эпоса  начала  железного  века.  Одноглазое  Лихо
  "ростом выше самого высокого дуба" 34.  Что  касается  одноглазости
  интересующей нас древлянской ритуальной фигуры, то следует сказать,
  что во всем полукруге её головы ("северный выступ") отмечена только
  одна точка на месте правого глаза -- там  положены  четыре  крупных
  камня.  Шумское   антропоморфное   кострище   вполне   могло   быть
  общественным жертвоприношением злобному божеству  смерти  и  зла  в
  каких-либо особых устрашающих обстоятельствах. Юлий  Цезарь  привел
  две причины построения огромных чучел: "тяжкие болезни" и война с её
  опасностями.  3.  Третье  объяснение  сущности  шумского  комплекса
  является   лишь   частным   случаем   второго,   связанным   не   с
  мором-эпидемией, а с конкретным военным эпизодом в жизни Древлянской
  земли. Речь идет об известном убийстве древлянами  киевского  князя
  Игоря Старого в 945 г.
 ----------------------------------
      33 Афанасьев А. И. Поэтические  воззрения  славян  на  природу.
  М., 1869, т. III, с. 591.
      34 Афанасьев А. Н. Поэтические  воззрения  славян  на  природу.
  М., 1868, т. II, с. 698-699.

      Заключив  выгодный  договор   с   Византийской   империей,   по
  которому "великий князь Русьской и боляре его да посылають в  Грькы
  к великим  цесарем  Грьчьскым  корабля  елико  хотятъ",  Игорь  был
  заинтересован  в  увеличении  поборов  с  населения  для  получения
  основных экспортных статей. "И  приспе  осень  и  нача  мыслити  на
  Древляны, хотя примыслити  большю  дань"  35.  Игорь  отправился  в
  полюдье "и насилия им (древлянам) и мужи его". Древляне убили князя
  под Искоростенем, а вдова Игоря, княгиня Ольга, убившая в Киеве два
  древлянских  посольства,  привела  войско  в   Древлянскую   землю,
  истребила на тризне под Искоростенем еще 5000 древлян и на следующий
  год начала войну по всей земле. "Древляне же побегоша и затворишася
  в градех своих" 36. Ольга сожгла столицу  древлян  и  обложила  всю
  землю "данью тяжкою", пройдя по ней "с сынъмь своимь и с дружиною".
 ----------------------------------
      35 Шахматов А. А. Повесть временных лет,  с.  61.  38  Шахматов
  А. А. Повесть временных лет, с. 66. 37 Седов В. В. Восточные славяне
  в VI -- VIII вв. М., 1982, с. 103, карта № 13.

      Уникальному   событию    могло    соответствовать    уникальное
  ритуальное сооружение.  Дата  шумского  комплекса  допускает  такое
  сопоставление.  Наиболее  вероятно,  что  грандиозное  общественное
  сооружение было создано  после  убийства  великого  князя  и  после
  жесточайшей мести Ольги -- послы древлян были живыми зарыты в землю,
  а второе посольство было сожжено живьем.
      Весть о двукратной публичной расправе с  послами  не  могла  не
  дойти до древлян -- Деревская земля начиналась  и  по  историческим
  (сражения 1136 г. у  Треполя,  Белгорода,  Халепа  и  Дерев)  и  по
  археологическим данным" в непосредственной  близости  от  Киева,  а
  столица  древлян  --  на  расстоянии  одного  дня  быстрой  скачки.
  Немаловажным обстоятельством является то, что жертвоприношение "Лиху
  Одноглазому" было произведено не у стен древлянской столицы и не  в
  середине Деревской земли, а на её самой далекой окраине, закрытой от
  Киева водоразделом Тетерева и Ирпеня  и  большим  лесным  массивом,
  тянущимся  на  полтораста  километров.  Жертвоприношение  плененных
  врагов известно у многих народов (галлы, бритты,  поляки,  литовцы,
  балтийские славяне и др.) 38.
 ----------------------------------
      38  Афанасьев  А.  И.  Поэтические  воззрения...,  т.  II,   с.
  260-262.

      Известно оно было и  древним  русам:  сын  Ольги  Святослав  во
  время войны с Византией был осажден в  Доростоле  на  Дунае.  После
  вылазок, ночью, русы, по свидетельству Льва  Дьякона,  выходили  из
  крепости и сжигали трупы своих воинов. "Когда  ночь  опустилась  на
  землю и засиял полный круг луны, скифы (русские) вышли на равнину и
  подобрали  своих  мертвецов.  Они  нагромоздили  их  перед  стеной,
  разложили частые костры и  сожгли,  заколов  при  этом,  по  обычаю
  предков, множество пленных мужчин и женщин...". Этот мрачный эпизод
  запечатлен на картине Г. И. Семирадского  в  Историческом  музее  в
  Москве. Если принять допущение  о  военном  происхождении  шумского
  комплекса, то ход событий может быть предположительно  восстановлен
  так:
      а. Осуществив свой суд  над  князем-волком  и  узнав  о  судьбе
  своих посольств, древляне должны были готовиться к войне с Киевом.
      Одним из  элементов  этой  подготовки  могло  быть  грандиозное
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-