|
жертвоприношение, совершенное втайне от киевлян на глухой окраине
Деревской земли.
б. У последнего древлянского села (Тетеревка) был создан
комплекс для погребения своих воинов (крада и могильник с
трупосожжением) и для торжественного сожжения жертв. Обширный дом с
печью ("истобка") и пристройками мог быть предназначен для
временного пребывания участников церемонии. Четырнадцать деревянных
сарайчиков могли предназначаться для временного помещения трупов
своих покойников (см. ниже разбор данных Ибн-Фадлана). Глина в
"истобке" могла служить для оформления деталей чучела ("Баба-Яга,
морда глиняная").
в. Организация "восточного выступа" чучела (левая половина
груди великанши), где нет ни кострища, ни следов кольев, ни камней,
наталкивает на мысль, что ритуал умилостивления Морены-Яги мог
подразделяться на два этапа. Первоначально, очевидно, на дерне
площадки был обозначен общий контур женской фигуры. В области её
сердца (начало "восточного выступа" близ входов) был поставлен
массивный идол в яме диаметром в 1 м (А); рядом с ним был устроен
круглый, плоский глиняный жертвенник (Б), а между ними -- еще одна
яма (В) неизвестного назначения. Срединные столбы конструкции
чучела, которые одновременно могли быть тоже идолами, позволили И.
П. Русановой напомнить описание русского культового места на
волжской пристани, сделанное Ибн-Фадланом: длинный столб с лицом
человека, а вокруг него маленькие изображения, позади которых еще
какие-то "длинные бревна". Все это здесь есть. Очевидно, в этом
месте, где подразумевалось сердце богини, производился самый обряд
принесения жертв, которые затем размещались в середине чучела, в
утробе богини.
г. Чучело великанши было изготовлено из очень легких
материалов без серьезных несущих подпор и, очевидно, без всякой
кровли. Так и должно было быть, если огромная фигура делалась
подобно описанным Цезарем, "из прутьев". Внутри чучело было
наполнено жертвенными животными, птицами и вещами людей.
д. Огонь жертвенного костра был однократным и на этом месте
не возобновлялся.
Существенным возражением против приведенной схемы является
отсутствие данных о сожжении людей, хотя явственные намеки на это
имеются (ножи, пряслица). Костный материал весь настолько разрушен
могучим пожарищем и последующей близостью к поверхностному
почвенному горизонту, что опираться на его уцелевшие остатки нельзя
ни для утверждения, ни для отрицания факта сожжения людей в утробе
огненной великанши. Отсутствие в кострище краниологического
материала, возможно, объясняется не только этими причинами. Судя по
обильному фольклорному материалу, головы принесенных в жертву
отделялись и выставлялись вокруг обиталища Бабы-Яги или Лиха на
кольях-"тычинушках". Во многих сказках изба Бабы-Яги обставлена
такими жердями с черепами на них; у Лиха Одноглазого гостя потчуют
отрубленными головами; дворец Бабы-Яги, предводительницы конного
войска, "тыном огороженный, на каждой тычине -- по голове и только
на одной головы нет" (она предназначена для головы героя сказки).
Присутствует в сказках и мотив изготовления "чашки" из черепа,
известный по летописи 39.
----------------------------------
39 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки.
Л., 1974 с. 72, 162, 166.
В рассказе Ибн-Фадлана говорится о том, что длинные жерди,
воткнутые в землю позади главного идола, служили русским купцам для
размещения голов жертвенных животных: "И вот он берет некоторое
число овец или рогатого скота, убивает их, раздает часть мяса, а
оставшееся несет и оставляет между тем большим бревном (идолом) и
стоящими вокруг него маленькими и вешает головы рогатого скота или
овец на это воткнутое (сзади) дерево" 40. В кострище Шуйского чучела
прослежено большое количество ям от вертикальных кольев и жердей.
Благодаря тщательности раскопочной фиксации И. П. Русановой все эти
следы четко делятся на два разряда (см. план): одни столбовые ямы
прикрыты слоем кострища, а другие -- нет. Это означает, что первый
разряд ям связан с конструкцией всего сооружения: эти колья
расположены в средней части чучела, создавая объем утробы великанши.
Естественно, что они сгорели и прикрыты слоем кострища.
----------------------------------
40 Ковалевский А. П. Книга Ахмера Ибн-Фадлана. Харьков, 1956,
с. 142-143.
Второй разряд состоит из ям от столбов (диаметр 20 -- 30 см),
которые тоже могли быть частями конструкции, но не сгорели, так как
находились на периферии пожарища и из небольших ям от кольев или
жердей (диаметр 8 -- 15 см), для части которых мы не можем допустить
пребывание их в огне -- они были вбиты в самый центр кострища, но,
очевидно, уже погасшего и остывшего, так как не прикрыты углистым
|
|