Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  так  называемое  святилище;  2)  "крада  великая"  для  кремации  и
  могильник   с   захоронениями   праха   в   "сосуде   малом";    3)
  хозяйственно-жилой  комплекс  ("усадьба")  с   двумя   зданиями   и
  четырнадцатью маленькими наземными сарайчиками.
      В этом комплексе, отделенном от  древнего  селения  рекой,  все
  элементы, очевидно, связаны между собой. Рассмотрим прежде всего то
  загадочное  сооружение,  которое   именуют   святилищем.   Это   --
  незначительное углубление в дерновой слой с  ровным  плоским  дном,
  размерами 14,2X11 м.  Сооружение, по свидетельству автора раскопок,
  не имело перекрытий и было закрыто мощнейшим кострищем  в  полметра
  толщиной 26. Ключом к разгадке  является  общая  форма  сооружения,
  названная "крестообразной"  и  "причудливой"  27.  Мне  кажется  (я
  осматривал сооружение в 1964 г. в процессе  раскопок),   что  здесь
  перед нами  вырезанное  в  дерне  гигантское  изображение  какой-то
  женской фигуры, сказочной великанши, расположенное головой на север,
  ногами на юг. Контуры фигуры не просто крестообразные и  обозначены
  не только три выступа. Один выступ (северный) центрирует всю фигуру.
  Это -- полукруг. Остальных выступов шесть  (три  пары)  и  все  они
  строго симметричны по отношению к продольной  оси  фигуры:  верхняя
  пара (входящая, по Русановой, в понятие крестообразности) выдвинута
  на запад и на восток от основы.  Средняя  пара,  обозначенная  ниже
  первой, тоже ориентирована запад -- восток. Нижняя  пара  небольших
  выступов выдвинута на юг; ею завершается вся фигура внизу (см. рис.
  42, правый нижний угол).
 ---------------------------------------
      26 Русанова И. П. Языческое святилище..., с. 235.  27  Русанова
  И. П. Языческое святилище..., с. 233.

      Расшифровка всей фигуры не должна вызвать возражения:

      1. Верхний полукруг (северный выступ) -- голова фигуры.
      2. Два нижних выступа -- ноги.
      3.  Верхняя  пара  боковых  выступов  --  груди   великанши   с
  гипертрофированными сосками (менее вероятно, что это --  раскинутые
  в сторону руки).
      4.   Нижняя   пара   боковых   выступов   --    бедра,    резко
  подчеркивающие женскую суть фигуры.

      Для раскрытия смысла изготовления  фигуры  великанши  ростом  с
  четырехэтажный дом  полезно  обратиться  к  запискам  Юлия  Цезаря,
  повествующего о подобных действиях у галлов.
      "Все  галлы  чрезвычайно  набожны.  Поэтому  люди,   пораженные
  тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь  в  войне  и  в  других
  опасностях, приносят или дают обет  принести  человеческие  жертвы.
  Этим у них заведуют друиды...  У  них  заведены  даже  общественные
  жертвоприношения этого рода.
      Некоторые племена употребляют для этой  цели  огромные  чучела,
  сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми. Они
  поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени. Но, по их мнению, еще
  угоднее богам принесение в жертву попавшихся в  воровстве,  грабеже
  или другом тяжелом преступлении ... а когда таких людей не хватает,
  тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных" 28.
 ---------------------------------------
      28 Записки Юлия Цезаря. Галльская  война.  Кн.  шестая,    16.
  М.; Л., 1948, с. 126-127.

      Такая  же  участь,  очевидно,  постигала  и   пленных   врагов:
  "...после победы (галлы) приносят в жертву все, захваченное  живым"
  29.
 ---------------------------------------
      29 Записки Юлия Цезаря..., с. 127.

      С  этим  древним  галльским  обычаем   связаны   многочисленные
  западноевропейские сказки о великанах, пожирающих детей.
      В шумском ритуальном сооружении  все  соответствует  "огромному
  чучелу", созданному для  "общественного  жертвоприношения":  чучело
  изготовлено из кольев  и  легкого  материала;  прочной  кровли  над
  сооружением не было. Чучело огромно: длина его  в  3,5  --  4  раза
  превышала размеры жилищ в соседних синхронных поселках древлян IX --
  X вв. Внутри чучела сожжены: бык,  птица  и  многое  неопознаваемое
  другое. Были ли сожжены люди, мы утверждать не можем, но вещи людей
  в кострище были (посуда,  ножи,  пряслица).  Человеческие  кости  в
  могильнике  рядом  с  чучелом,   охраняемые   погребальной   урной,
  сохранились в ничтожных остатках ("мелкие  пережженные  косточки");
  здесь, в мощном кострище площадью в 15 м, где отложилось  около  10
  кубометров  золы  и  углей,  такие  косточки  могли  и   вовсе   не
  сохраниться.  Шумское  ритуальное  сооружение  не  было   постоянно
  посещаемым капищем. Это было  изделие  однократного  использования.
  (Рис. 43).
      Если согласиться с тем,  что  перед  нами  славянская  аналогия
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-