Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  дуба", назывался "Перуня рень": здесь, по преданию, был выброшен на
  берег деревянный  идол  киевского  Перуна,  сброшенный  в  Днепр  и
  доплывший до Запорожья 15. Близ Запорожья, у речки Верхней Хортицы,
  до  наших  дней  существует  гигантский  дуб,  насчитывающий  много
  столетий своего существования. Его ствол -- свыше  шести  метров  в
  обхвате, высота -- 36 м, а размах его ветвистой кроны -- 43 м.  Это
  дерево может дать представление о том, как выглядел  священный  дуб
  Перуна в языческие времена 16. (Рис. 41).
 ----------------------------------
      15 Шахматов А. А. Повесть временных лет. СПб.,  1916,  с.  149.
  16 Тилина В. А., Хуповка С. И. Запорiзьский дуб. Київ, 1979.

      Дважды наука обогатилась находками  подлинных  священных  дубов
  языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от
  устья Десны близ Никольского монастыря из воды был  извлечен  ствол
  дуба около 20 м длины 17. Дуб погиб сравнительно молодым -- судя по
  годичным кольцам, ему было около 150 лет.
 ----------------------------------
      17 Болсуновский К. В. Перунов дуб. Киев, 1914.

      В свое время в толщу ствола были  врезаны  и  успели  врасти  в
  древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти
  принадлежали молодым кабанам.
      Вторая  аналогичная  находка  дубового   ствола   с   кабаньими
  клыками была сделана в 1975 г, неподалеку от первой в Днепре,  ниже
  устья Десны 18. На высоте 6 м от корней в  ствол  дуба  были  также
  вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной
  в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня.  Дата  по  С  14  --
  примерно середина VIII в. н. э.
 ----------------------------------
      18 Ивакин Г. Ю. Священный дуб языческих славян.  --  СЭ,  1979,
  № 2; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982,
  с. 60 -- 62. Реконструкция на с. 58.

      Сочетание опаленного дуба  с  кабаньими  клыками  ведет  нас  к
  новогоднему циклу празднеств,  когда  сжигалась  дубовая  колода  и
  непременным блюдом  на  ритуальном  пиру  был  "васильевский",  или
  "кесаретский", поросенок -- 1 января в православном календаре  было
  днем Василия Кесарийского. Церковь не признавала январского  нового
  года, так как отмечала то 1 марта, то 1 сентября. День 1 января был
  просто днем Василия Кесарийского. Стоит  заметить,  что  ритуальное
  животное, закалываемое к Новому году, никогда не называется в народе
  свиньей, а всегда поросенком. Челюсти в древних дубах  принадлежали
  молодым особям. О магической силе кабаньих  клыков  косвенно  может
  свидетельствовать надпись XII в. на клыке из Вщижа: "А, Б, В,  Г...
  Г(оспод)и, помози рабоу своему Фоме" 19.
 ----------------------------------
      19 Рыбаков Б. А.  Стольный  город  Чернигов  и  удельный  город
  Вщиж. (По следам древних культур). М., 1953, с. 118.

      Чтобы  завершить  это  краткое  упоминание  о  культе  рощении,
  остановлюсь на миниатюрах Радзивиловской летописи, в состав которых
  вошли копии более древних киевских лицевых летописей 997 -- 1076 гг.
      Рассмотрим  рисунки  на  киевском  своде  997  г.  Из   перечня
  исключены начальные миниатюры с маргинальными подписями, которых не
  было в своде конца X в. Деревья нарисованы в следующих случаях:
	
    Лист 10 об. верх    Олег прибывает в Киев
        34 об. верх    Вятичи
      	 41	Охота   Люта Свенельдичь
        42 верх        Смерть Олега Святославича, похороненного по
                        языческому обряду 977 г.
        42 низ         Владимир вокняжился в Новгороде
        43             Владимир под Киевом у Капич (капища) 980 г.
        43 об.         Осада Родня (город бога Рода?) 980 г.
        46             Вятичи
        46 об.         Выбор жертвы Перуну. 983 г.
      	 48 об. верх    Владимир-язычник. Выбор новой веры
      	 49                               
        58 об. верх                      
        59                               

      В других разделах Радзивиловской летописи, восходящих  к  более
  поздним лицевым рукописям, тема деревьев связана не с язычеством, а
  с показом пустынности, севера, чужой земли.
      В  этом  перечне  миниатюр,  восходящих   к   своду   997   г.,
  подчеркнуты те сюжеты, которые связаны с язычеством как таковым или
  с Киевом языческого периода. С принятием  христианства  изображение
  священных рощ около Киева  исчезает  со  страниц  лицевой  киевской
  летописи. Православный Киев лишен этого языческого символа, что было
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-