|
березка в семик (древняя дата -- 4 июня) служила олицетворением
какого-то женского божества и была центром всей семицкой обрядности.
Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и
вышитыми полотенцами-убрусами. Вышивка на убрусах содержала
изображения тех богинь, которым в эти сроки производились моления и
приносились жертвы: фигуры Макоши и двух рожаниц (матери и дочери)
Лады и Лели. Моления в "рощениях", в "древах" могут быть
функционально уподоблены позднейшему церковному богослужению, где
храму соответствовала роща или поляна в лесу, фресковым изображениям
божеств -- отдельные почитаемые деревья (или деревья-идолы), а
иконам -- изображения Макоши и Лады на убрусах.
Кирилл Туровский в XII в. характеризовал новую христианскую
эпоху как время отказа от обожествления природы, к которой так
близко было языческое мировоззрение: "Обновися тварь ("тварь" -- все
сотворенное творцом-демиургом) -- уже бо не нарекутся богом стихия,
ни солнце, ни огнь, ни источницы, ни древеса" 10.
----------------------------------
10 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, с.
111.
Деревья, расположенные около родников, источников, криниц,
пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно
было обращаться и к вегетативной силе "рощения" и к живой воде
бьющего из земли ключа. Смысл обращения к родниковой воде и
возникновение сказочного понятия "живой воды" объясняется часто
проводимой в антиязыческой литературе мыслью:
"Рекосте: створим зълая, да придут на ны добрая -- пожьрем
студеньцам и рекам и се тем, да улучим прошения своя". "Ов требу
створи на студеньци, дъжда искы от него" 11.
----------------------------------
11 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 151.
Смысл в обоих отрывках один и тот же: сделаем нечто плохое (с
точки зрения христианина) -- принесем жертву роднику или реке и тем
самым получим просимый нами дождь. Подробнее эта тема будет
рассмотрена в главе о русалиях (глава 13).
От культа березы и деревьев, растущих у студенцов,
существенно отличается культ дуба. Дуб -- дерево Зевса и Перуна,
крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, -- прочно
вошел в систему славянских языческих обрядов. Славянская прародина
находилась в зоне произрастания дуба, и верования, связанные с ним,
должны восходить к глубокой древности.
Вплоть до XVIII -- XIX вв. дуб и дубравы сохраняли
первенствующее место в обрядности. Деревенский свадебный поезд после
венчания трижды объезжал одиноко стоящий дуб; Феофан Прокопович в
своем "Регламенте духовном" запрещает "пред дубом молебны петь" 12.
Средневековые книжники очень часто в своих переводах словом "Доубъ",
"Дабъ" обозначали не только дуб, как ботанический вид (quercus) но
и те слова, которыми в подлиннике означалось дерево вообще (dendron
arbor). Многочисленные примеры приведены И. И. Срезневским 13. Это
свидетельствует о том, что, имея дело со священным писанием или
житиями святых, русский переводчик, воспитанный в почитании дуба,
считал, что всякое, упомянутое в таком особом тексте, дерево лучше
всего назвать дубом. Точно так же "лес", совокупность деревьев
(ksyla) переводилось нередко словом "дубрава".
----------------------------------
12 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками
язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 54.
13 Срезневский И. М. Материалы для словаря древнерусского
языка. М., 1958, т. I, с. 740.
Средневековая топонимика знает урочище Перунов дуб в Галицкой
земле, что важно для нас как документирование посвящения дуба именно
Перуну-громовержцу. Поклонение древних русов Перунову дубу описано
(ок. 948 г.) императором Константином Багрянородным. Подробно
рассказав о многотрудном переходе русской торговой флотилии через
днепровские пороги и опасную Крарийскую переправу (у соврем.
Запорожья), Константин пишет о благодарственном молебне
русов-язычников на острове Хортице:
"Пройдя это место (переправу), они достигают острова,
называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои
жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в
жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски
хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет
петухов они бросают жребий -- зарезать ли их (в жертву), или съесть
или пустить живыми..." 14.
----------------------------------
14 Изв. ГАИМК. М.; Л.. 1934, № 91, с. 9-10.
Тот участок Днепра, где русы приносили жертвы у "огромного
|
|