|
воды не оставили никаких следов.
Этот гигантский каменный ящер мог подействовать на
воображение мастеров фибул. В первой книге о язычестве древних
славян в связи с выявлением времени появления геоцентрической идеи,
была подробно рассмотрена орнаментика русских прялок, как последнее
по времени образное выражение этой идеи. На прялках, как и на
фибулах, есть четкое представление о стратиграфии Вселенной: есть
ящер, есть восходящее и заходящее солнце, есть путь светила по
небосводу, отмеченный 5-7-9 солнцами, и есть несколько вариантов
изображения земного яруса Вселенной: то землю показывают как
прочерченный вдоль и поперек прямоугольник пашни с солнцами наверху,
то изображают абстрактно-геометрически "неисповедимый" свет,
озаряющий землю, а то (в наиболее поздних, пореформенных прялках)
показывают землю, как место многообразной жизни рода человеческого.
Тогда на прялках под многими солнцами в земном ярусе рисовали
девушек на посиделках, всадников, офицеров, езду на санях, чаепитие
у самовара, ученых медведей и даже верблюдов 9.
----------------------------------
9 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 240-248;
454-456.
В этой книге в разделе об оберегах жилища подробно будет
рассмотрена тема защиты древнего человека от повсеместно рассеянных
в природе незримых вредящих сил. Главным оружием древнего славянина
и средневекового человека было противопоставление миру темных сил не
отдельных оберегов-амулетов, так сказать, ограниченного действия, а
всего макрокосма во всем его величии -- с солнцем в активном
движении, как бы надвигающимся на тьму. Хронологически первыми
свидетельствами открытия славянами столь мощного апотропея являются
фибулы VI -- VII вв. с их полным набором вселенской стратиграфии от
ящера до солнечного небосвода. Сложная историческая обстановка эпохи
завоевания Византии и отражения кочевнических набегов (авары,
тюрко-болгары, хазары) содействовала выработке универсальной формы
оберега на все случаи опасной жизни в лесостепи. Ритуальные
антропоморфные фибулы не выпадали из этого ряда, но, кроме того, они
несли и специальную заклинательную нагрузку при выполнении
аграрно-магических обрядов весенне-летнего цикла и являлись
необходимым дополнением к тем кувшинам-календарям, с помощью которых
производились в мудро рассчитанные сроки моления о дожде.
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА
К моменту сложения древнерусского государства и в первые два
столетия его существования на широком пространстве, заселенном
восточными славянами, было, по всей вероятности, множество языческих
святилищ и священных мест как общего ритуального назначения, так и
посвященных отдельным божествам. Об этом говорит обилие "святых
озер", "святых рощ" и селений, носящих языческие имена.
При сплошном обследовании языческой топонимики (работа
выполнена Т. В. Сергиной) выявляется несколько тематических групп.
На первом месте стоят топонимы, связанные с Волосом-Велесом; на
втором -- с женским божеством, чаще всего уже в христианизированной
форме от имени богородицы Марии: Волосово (много), Волосова (много),
Волосовичи, Волосское, Волосов; Бабья гора, Бабий лес, Бабий дуб,
Марьино (много), Марьина (много), Марьино озеро, Марьина роща и др.;
Святое озеро (много), Красная гора (много), Святая роща, Красный
холм (много), Божья гора.
Кроме того, в топонимике отражены и другие языческие сюжеты:
Перенов бор, Ворожба, Колдуны, Ярилова, Русаловка, Лелев, Игрище,
Упыревка и др.
В ряде случаев мы видим древние культовые места не в их
первоначальной языческой форме, а уже в христианской антитезе:
Чертова (много), Бесова, Бисово, Гадово (много).
Сохранность языческих топонимов свидетельствует о длительной
живучести их первоначальной функции и о постепенном слиянии
архаического славянского начала с христианским.
Топонимический учет урочищ на его современном уровне дает, к
сожалению, крайне отрывочную и неполную картину, так как
систематического изучения не было и его крайне трудно осуществить.
Такие моления, как если "кто под овином молится или во ржи или под
рощением или у воды", не оставляли даже топонимических следов.
Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные
деревья и святые рощи, "древеса" и "рощения" по терминологии
средневековых книжников, неоднократно упоминаемые в исторических
источниках.
Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан
целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что
береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия. Этнографы
собрали много сведений о "завивании" молодых березок, о весенних
ритуальных процессиях под связанными ветвями берез. Срубленная
|
|