Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  клювами  к  змее.  Змея  (?)  существенно  отличается   от   ящера,
  завершающего  нижний  щиток.  Клювы  птиц  образуют  по   периферии
  полукруглого щитка  шесть  округлых  отверстий.  Оба  щитка  обычно
  покрывались сплошь циркульным орнаментом (круг с  точкой),  который
  наравне со спиралью может рассматриваться как солярный знак.
      Второй тип -- каневский -- разработанный,  очевидно,  мастерами
  Поросья, встречается и на Левобережье. Его отличает от  пастырского
  обрамление верхнего щитка. Здесь нет птиц, а все выступы  оформлены
  совершенно однородно: это как  бы  небольшой  шар  на  круглой  или
  четырехгранной в сечении  подставке.  Оформление  плоскостей  обоих
  щитков сделано или спиралями или крупными концентрическими кругами.
  Нижний  щиток   обязательно   завершается   головой   ящера.   Сама
  конфигурация нижнего щитка передает тело ящера (?). На том  уровне,
  который был назван  в  сложнокомпозиционной  антропоморфной  фибуле
  "земным", здесь  просматриваются  две  птичьих  головы,  обращенные
  клювами вниз. Вторая пара птичьих голов настолько стилизована,  что
  её трудно опознать. Если встречается  третья  пара  птичьих  голов,
  расположенная у ящера, то клювы обращены вверх (Суджа). Такие фибулы
  известны из Дударей и Мартыновки Каневского  р-на,  из  Веремья  на
  Днепре, из Суджи, Колоскова близ Валуек: есть  отдельные экземпляры
  в Крыму и на Оке в Подболотье. У ряда фибул Каневского  варианта  в
  середине верхней половины нижнего щитка изображался  прямоугольник,
  заштрихованный продольными и поперечными линиями (Мартыновна, Суджа,
  Дудари и др.).
      Используя   анализ   сложной   композиции   на   антропоморфных
  фибулах, попытаемся раскрыть значение более упрощенной  орнаментики
  пальчатых фибул. (Рис. 38, нижний ряд).
      1.  Верхний  полукруглый  щиток,   очевидно,   тоже   изображал
  небосвод (но без властителя неба).
      2. Спиральный или  сложный  циркульный  орнамент  мог  означать
  "белый свет" подобно тому, как на русских  этнографических  прялках
  "белый   свет",   освещенная   "неисповедимым   светом"   Вселенная
  изображалась солнечными кругами, лучами, секторами.
      3. Верхняя половина нижнего щитка здесь  тоже  означала  землю,
  земной ярус мира. Это особенно  убедительно  на  тех  фибулах,  где
  изображен заштрихованный прямоугольник, очень хорошо известный  нам
  именно в качестве идеограммы земли, пашни на русских прялках 8.
 ----------------------------------
      8 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 247.

      4.  Обилие  солнечных  знаков  на   верхнем   щитке   означало,
  очевидно, пронизанный светом небосвод; те же знаки на нижнем  щитке
  изображали  землю,  осиянную   светом   небосвода.   Это   особенно
  подчеркнуто на тех фибулах, на которых полукруглый небосвод  и  вся
  земля покрыты позолотой.
      5. Можно допустить (но  трудно  доказать),  что  форма  нижнего
  щитка (земля+ящер) передает все тело ящера с двумя выступами-лапами,
  которые на более ранних прототипах трактовались как головы птиц,  а
  на фибулах  VI  --  VII  в.  птичьи  черты  почти  исчезли.  Дужка,
  соединяющая  оба  щитка,  могла  рассматриваться  как  хвост  этого
  мирового ящера, как бы держащего на себе землю. Настаивать на таком
  осмыслении нельзя.
      6. Серьезные изменения произошли в  фибулах  днепровского  типа
  в передаче выступов на  щитке-небосводе.  Пастырский  вариант  дает
  симметричную композицию, центром которой является голова змеи  (?),
  к которой обращены клювы шести птиц. Каневский,  наиболее  типичный
  вариант, имеет, как правило, пять выступов, представляющих собой  в
  основе  сферу,  скрепленную  с  щитком-небосводом.   Эти   довольно
  правильные шары напоминают шарообразную человеческую голову  фибулы
  № 161, но никаких признаков черт лица на фибулах каневского варианта
  не  бывает.  Это  --  просто  гладкие  сферы,  резко   отличающиеся
  геометрической лаконичностью от  предшествующих  керченских  фибул,
  образцы которых хорошо известны и на Каневщине. Новая форма выражала
  иную идею. Очевидно, это была идея  движения  солнца  по  небосводу
  днем.
      Так,    предположительно,    можно    истолковать    устойчивые
  изображения на рядовых, не ритуальных фибулах, распространенных  по
  всей "Русской земле" VI -- VII  вв.  от  Роси  до  Дона.  Население
  юго-западного угла этого региона сохранило  больше  черт,  присущих
  причерноморским образцам (Пастырское городище, Балаклея и  др.),  в
  остальных же частях русско-полянско-северянской земли была  создана
  новая и очень ясная система -- фибула в целом изображала  макрокосм
  от небосвода (с показом хода солнца по нему) до  подземного  ящера,
  властителя  нижнего  мира.  На   приверженность   среднеднепровских
  художников к образу ящера мог  повлиять  вид  небольшого  каменного
  островка в реке Роси в современном городе Корсунь-Шевченковский.
      Островок из красного гранита, характерного  для  берегов  Роси,
  длиною около 200 м имеет облик лежащего в реке ящера: узкая морда с
  щелями глаз, короткие лапы, длинный хвост. (Рис. 40).
      Возможно, что этот  островок  был  объектом  культа,  но  полые
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-