Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  (пастырской и киевских) и ящера -- он заменен  женщиной,  очевидно,
  Макошью. Если продолжать мысль  о  ритуальном  назначении  подобных
  фибул, то композиции с конями и женской фигурой  в  центре  следует
  сопоставлять с подобным сюжетом в  вышивке  и  относить  к  другому
  разряду празднеств --  не  к  молениям  о  дожде,  а,  например,  к
  празднику  Купалы,  когда  не  испрашивался  дождь;  богиня  Макошь
  опускала руки к земле. Обе разновидности сложно-композиционных фибул
  раскрывают перед нами разные формы показа макрокосма, привлеченного
  в том или ином его  виде  к  магическим  замыслам  древних  пахарей
  Поднепровья, и, по всей вероятности, связаны с конкретно-ритуальной
  функцией того или иного разряда фибул. Каждая из  них  содержала  в
  себе отображение сложной картины мира,  но  для  разных  сакральных
  целей выдвигались разные элементы макрокосма. Для молений  о  дожде
  обращались к  небесному  Дажьбогу  и  насыщали  украшения  фигурами
  водоплавающих птиц, ужей и ящера. Для празднеств весеннего сева или
  "макушки лета" -- Купалы отбиралось женское божество -- Макошь -- и
  окружалось (как и на позднейшей русской  вышивке)  конями,  которые
  были необходимы как реальная сила при вспашке,  а  в  символическом
  плане были связаны и с солнцем (колесница Феба) и с водной  стихией
  -- водяному приносили в жертву коней;  с  конями  прочно  связан  и
  античный Посейдон.
      Представляет интерес география  находок  антропоморфных  фибул.
  Основной областью, где мы видим наиболее  разработанные  и  сложные
  образцы, является Среднее Поднепровье. Но одно направление ведет на
  запад, куда в VII в. продвинулись из Восточной  Европы  хорваты.  В
  качестве примера укажу на своеобразные фибулы из Сербии и из Баната
  в Придунавье. Все они воспроизводят  ту  схему,  при  которой  лучи
  полукруглого щитка обращены вниз 7.
 ----------------------------------
      7  Kovacevic  Jovan.  Varvarske  kolonizacija   juznoslovenskih
  oblasti. Novi Sad, 1960, табл. III, рис. 9; табл. XVI, рис. 74 и 75.
  Автор связывает фибулы с Причерноморьем, с. 17.

      В  двух  случаях  возглавляющая  фигура  (на  месте  ящера)  --
  бородатый мужчина; в одном -- женщина в высокой  повязке.  Полукруг
  внизу не рассматривался как небосвод -- здесь при мужских фигурах он
  понимался как вместилище воды; при женской фигуре  --  нечто  вроде
  древа жизни. К моменту изготовления этих фибул что-то из  первичных
  представлений уцелело, что-то видоизменилось. Семантика европейских
  фибул, в общую массу которых на Дунае и  на  Балканах  вкраплены  и
  славянские, требует не такого  беглого  упоминания,  а  широкого  и
  детального изучения.
      Вторым направлением, в котором  продвигались  среднеднепровские
  фибулы, было северо-восточное: вдоль лесостепной полосы на Оку,  на
  её рязанское течение (Борковский и Подболотовский могильники и др.).
  Это связано, по-видимому, с формированием Русского племенного союза,
  знать которого после включения  в  состав  союза  Северской  земли,
  распространила свое влияние и на финские племена на  Оке.  Историки
  считают, что слово "Резань", "Рязань" по  смыслу  означает  "край",
  "конец". Если это так, то "резанью" русских земель области  по  Оке
  начали становиться около VII в.
      Несколько  слов  следует  сказать  и  о   простых,   не   столь
  мифологичных, как разобранные выше, пальчатых фибулах  днепровского
  типа. Они происходят от простейших, лишенных каких бы  то  ни  было
  выступов и  украшений  на  плоскости  позднеримских  фибул  IV  в.,
  встречаемых и в черняховской культуре: полукруглый щиток,  дужка  и
  ромбоидальный второй щиток. Их типологическими  потомками  являются
  роскошные фибулы V  в.,  сохраняющие  общую  форму,  но  богатейшим
  образом украшенные: на золотом фоне целая россыпь  самоцветов.  Эти
  фибулы не имеют отношения к славянам и встречены только  в  степных
  участках лесостепи.
      Во второй половине VI в.  возникают  так  называемые  пальчатые
  фибулы,  встреченные  в  Керчи  и  в  Среднем  Поднепровье  (Канев,
  Черкассы, Княжая гора,  Каневский  район  и  др.).  Пальчатыми  они
  названы условно, так как пять выступов на полукруглом щитке  скорее
  напоминают кегли, чем пальцы. У некоторых керченских образцов вместо
  двух "пальцев" помещены птицы, как  бы  клюющие  срединный  выступ.
  Нижний щиток ромбоидален и завершается головой ящера; оба щитка, как
  правило, покрыты спиральным орнаментом.
      В VI --  VII  вв.  на  этом  черноморско-днепровском  основании
  создается в Среднем Поднепровье свой локальный тип пальчатых фибул,
  имеющий два сильно отличающихся друг  от  друга  варианта,  которые
  весьма  условно  можно  назвать  пастырским  и  каневским.   Четкой
  географической  границы  нет;  за  пределы   Среднего   Поднепровья
  (например, в готский могильник Суук-Су в Крыму)  попадают  и  те  и
  другие. В Пастырском городище найдены фибулы, нижний щиток  которых
  не представляет особых  отличий  и  завершается  головой  ящера,  а
  верхний, полукруглый, ничего общего с "пальцами" не имеет: в центре
  -- голова змеи (или ящера?)  и  по  сторонам  её  по  внешней  дуге
  полукруга помещено шесть птичьих голов, по три  с  каждой  стороны,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-