Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Господином нижнего мира является Ящер (или Ящерь?). Нижний  мир  не
  противопоставлен  среднему,  а  слит  с  ним  воедино.  Шесть  птиц
  обозначают суточный ход Солнца.
      Предположение о том, что фибулы  со  столь  сложной  структурой
  и  с  такой  семантической   нагрузкой   являются   принадлежностью
  ритуального одеяния, подкрепляется тем, что их в отличие от массовых
  изделий очень немного, они редко встречаются и, несмотря на следы их
  происхождения от более простых прототипов, они резко вырываются  из
  общей массы застежек VI -- VIII вв.
      Ритуал, требовавший от владельцев  фибул  с  такой,  водной  по
  преимуществу символикой, ясен -- это те  моления  о  дожде,  точные
  сроки которых были так мудро и верно расчислены творцами  календаря
  на кувшине IV в. из Ромашок: с 20 по 30 мая, с 11 по 20 июня, с 4 по
  6 июля и в последний раз с 15 по 18 июля.
      Очень важным  является  вопрос  о  том  небесном  божестве,  от
  которого исходит и солнечный свет и дождь. Здесь могут быть названы
  два претендента: Дажьбог и сам Род. В пользу Рода говорит верховное,
  первенствующее положение фигуры и одновременное управление солнечным
  светом и дождем ("грудие росное"). У нас нет данных о связи Дажьбога
  с дождем, но это никак не означает,  что  такой  связи  не  было  в
  представлениях древних славян. В пользу  Дажьбога-Аполлона  говорят
  лебеди, которые и на славянской почве известны  как  сопровождающие
  бога солнца4. Может быть, о Дажьбоге-Солнце говорят  три  солнечных
  знака на полах кафтана мужской фигуры; в позднейших материалах очень
  часто движение солнца по небосводу обозначалось  показом  трех  его
  позиций: восход, полдневный зенит (выше точки восхода) и закат  (на
  уровне восхода).
 ----------------------------------
      4 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 341.

      Против Рода свидетельствует  наличие  двух  персонифицированных
  начал  --  небесного  и  земно-водного.  Род  должен  был  бы  быть
  единственным, а на нашей фибуле  мы  видим  двух  повелителей  трех
  миров. Наиболее вероятно, что  возглавляет  композицию  изображение
  Дажьбога.  Вторая  фигура  на  нижнем   конце   фибулы,   возможно,
  Мать-сыра-земля, или Макошь, что не противоречит одно другому.  Вся
  композиция создана в связи с темой орошения земли небесной влагой.
      Из древнего Пастырского городища  происходит  фибула  (№  176),
  очень близкая к разобранной выше, но вместо лебедей  там  даны  две
  пары коней и мужская фигура показана  только  силуэтом,  а  женская
  обработана тщательнее: изображено  лицо,  груди  показаны  круглыми
  отверстиями, и руки протянуты к храпу коней, как бы к  удилам.  Эта
  часть композиции  здесь  явно  стала  главной,  оттеснив  безликого
  мужчину на второй план. Женская фигура с двумя конями по сторонам --
  устойчивый сюжет русской ритуальной вышивки,  связанной  с  летними
  празднествами.  Фигура  с  опущенными  руками  --  Макошь   в   дни
  празднования Купалы 5.  Аналогичная  фибула  найдена  в  Борковском
  могильнике на Рязанщине.
 ----------------------------------
      5 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 495.

      Большой интерес представляет известная  фибула  из  Пастырского
  городища, которую в дальнейшем буду  обозначать  номером  коллекции
  Ханенко -- № 161 6. По общему своему виду они значительно  ближе  к
  обычным пальчатым фибулам (см.  ниже  --  пастырский  вариант),  но
  отличаются более разработанным оформлением верхнего щитка.  На  нем
  пять выступов. Два нижних оформлены как птичьи головы  с  загнутыми
  клювами, направленными вверх; эти  головы  обычны  для  пастырского
  варианта, но там их три пары, здесь -- одна пара.
 ----------------------------------
      6 Ханенко Б. И. Древности Приднепровья,  Киев,  1901,  вып.  4,
  табл. V, № 161.

      Средний  выступ,  увенчанный  в  фибулах  пастырского  варианта
  какой-то неясной мордой с вытянутым  рыльцем,  здесь  оформлен  как
  совершенно круглая человеческая голова, к которой  присасываются  с
  боков две змеи. Сочетание мужской фигуры и двух змей,  устремленных
  головами вверх, мы уже видели на антропоморфной фибуле из Блажков.
      Вполне  возможно,   что   здесь   над   солнечным   небосводом,
  заполненным спиралями, помещен тот же Дажьбог, властитель  неба,  и
  показаны змеи, как символы дождя,  получаемого  от  неба.  Необычно
  круглая голова божества, быть может, должна изображать  солнце  как
  светило? Такие круглые головы мы уже видели на сколотских изваяниях
  скифского  времени.   Нижний   конец   фибулы   завершается   четко
  моделированной головой ящера.
      В   Киевском   Историческом   музее   хранятся    две    парные
  сложно-композиционные фибулы, по общему рисунку основы очень близкие
  к разобранной выше фибуле  из  Блажков,  но  по  своему  содержанию
  тождественные пастырской фибуле  №  176.  Главенствует  здесь  тоже
  женская фигура с конями, а мужской вообще нет. Нет на таких фибулах
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-