Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  обозначают  контуры  щитка.  Голова  мужчины  обрамлена   волосами,
  подстриженными на уровне щек. На шее мужчины -- гривна или сборчатый
  ворот. Руки его плавно переходят  в  шеи  двух  водоплавающих  птиц
  (лебедей). (Рис. 38 верхний ряд, середина).
      Нижний  щиток  оформлен   такими   же   четырьмя   лебедями   и
  завершается в самом  низу  головой  ящера.  Верхний  щиток  (фигура
  мужчины в широком кафтане) соединен с нижним не только  перемычкой,
  обязательной для всех фибул, но и двумя змеями и  двумя  полосками,
  которые условно могут быть сочтены за  ноги  главной  фигуры.  Змеи
  соединяют головы птиц. Возможно, что эти змеи -- ужи,  связанные  с
  идеей дождя. Туловища ужей украшены зигзаговым узором. Головы  птиц
  нижнего щитка, повернутые у верхней пары вверх, а  у  нижней  вниз,
  тоже соединены парой ужей, но эти ужи двуглавые: вторая  голова  на
  месте хвоста. Расшифровка композиции может быть предложена в  таком
  виде:

      1. Верхний  щиток:  небесный  ярус  мира  с  мужским  божеством
  наверху. Лебеди  (птицы  Аполлона)  подчеркивают  в  данном  случае
  небесную сущность центральной фигуры. Широкая  юбкообразная  одежда
  известна по изображениям славянских идолов, где их мужская сущность
  выражена длинными усами.
      2. Нижний щиток: земной и подземный миры, слитые  воедино  (как
  и в реальности -- подземное немыслимо без земного). Птицы  верхнего
  края щитка смотрят вверх.
      3. Земной мир отделен от небесного  пустым  пространством  в  2
  см. Через это пространство сверху вниз проходят пять вертикалей: два
  ужа с зигзагами, которые со  времен  трипольской  росписи  означали
  дождь, и две полоски, сплошь покрытые маленькими солярными знаками,
  которые, очевидно, означают эманацию солнечного света из  небесного
  яруса в земной. Пятая вертикаль -- полукруглая дужка фибулы.
      4. Четкой грани между  земным  и  подземным  миром  ящера  нет.
  Здесь признаком нижнего ("ночного") мира является нижняя пара птиц,
  смотрящая не вверх, как две верхние пары, а  вниз,  на  ящера.  Они
  могут быть поняты в связи с древними  представлениями  о  том,  что
  солнце днем движется по небу на конях или на лебедях,  а  ночью  по
  предполагаемому подземному океану, светило  движется  от  запада  к
  востоку на лебедях или других водоплавающих птицах 3.
 ----------------------------------
      3  Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  М.,  1981,  с.
  234-248; 340-346.

      5.  Ящер  --  древний,  устойчивый   и   вместе   с   тем   еще
  неразгаданный полностью владыка подземно-подводного мира. В русском
  и белорусском фольклоре ящер, как уже говорилось, дожил до XIX в.
      6. Слияние в нижнем щитке двух  миров  явствует  из  того,  что
  ужи-дожди здесь причудливо двуглавы: верхняя  голова  соответствует
  поверхности земли, куда падают  струи  дождя;  нижние  головы  ужей
  отмечают как бы толщу земли, куда в конечном счете попадает небесная
  влага.
      7.   В   перевернутом   виде   весь   нижний   щиток   с    его
  подземно-земным уровнем напоминает женскую фигуру в длинной юбке  с
  головой ящера. Два отверстия могут быть истолкованы или  как  груди
  или как руки, упертые в бока (?). Более вероятно  (судя  по  другим
  фибулам, где  руки  показаны  отдельно),  что  это  груди  женского
  существа. Если такой взгляд получит подтверждение, то, быть  может,
  эту часть композиции следует рассматривать как олицетворение земли,
  орошенной  влагой  (соединение  со  змеями-ужами  и  водоплавающими
  птицами), того, что в русском фольклоре устойчиво  именовалось  как
  Мать-сыра-земля. Никакого противопоставления двух половин композиции
  или присутствия хтонического начала в подземно-земном  мире  мы  не
  видим.
      8. Правильность толкования  соединительных  вертикальных  полос
  (змеи и "ноги" божеств) подтверждается тем,  что  зигзаговые  линии
  дождя, исходя из небесной сферы, достигают земли и уходят в  нижний
  подземный  мир,  как  бы  пополняя   водой   подземный   океан,   а
  предполагаемые  линии  солнечного  света  из  непрерывных   цепочек
  солярных знаков, исходя от  того  же  небесного  уровня,  достигают
  только поверхности земного уровня, не проникая в  темный  подземный
  мир.
      9. В итоге  мы  получаем  интересную  и  сложную  картину  мира
  древних славян, воспроизведенную на этой фибуле, предназначенной, по
  всей видимости, не для обыденной, а для торжественной, может  быть,
  ритуальной одежды. (Рис. 39 внизу -- головы ящеров).

      А.  Небо:  властитель  с  лебедями.  Отсюда  исходят  дожди   и
  солнечный свет.
      Б. Земля принимает лучи  и  струи  дождя.  Живое  начало  земли
  представлено только  водоплавающими  птицами  и  змеями-ужами.  Все
  внимание уделено теме воды.
      В. Нижний мир. Птицы и змеи связывают его  с  верхними  мирами.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-