|
фрагментов разбитой посуды (определено 18 сосудов), деревянная
конструкция с глубоко врытыми столбами -- все это необычно для
черняховской культуры вообще и для данного могильника в частности.
Здесь на большое поле погребальных урн приходится всего лишь две
курганных насыпи 28.
----------------------------------
28 Бодянский А. В. Результаты раскопок..., с. 174.
Учитывая непосредственную близость к с. Волосскому, можно
предположить, что в необычном кургане с архаичным обрядом сожжения
был погребен некий славянский чародей, волхв Волоса, жрец бога
обилия, богатства и торговли.
Сгусток черняховских поселений y Порогов конкретизирует
торговую ситуацию славян Среднего Поднепровья, известную нам лишь по
бесчисленным кладам серебряных монет: здесь находилось единственное
в черняховской культуре укрепленное городище (y с. Башмачки) и ряд
простых поселений. Это был самый южный форпост лесостепных славян на
пути "в Греки", защищавший опасные переправы на многочисленных
порогах, так красочно описанные шестьсот лет спустя Константином
Багрянородным. В свете очень давних, завязавшихся почти за тысячу
лет до рассматриваемых ритуально-календарных сосудов связей
славянского Среднего Поднепровья с причерноморскими античными
центрами нас не должно удивлять наличие сходных со
среднеднепровскими гадательными сосудами ни y днепровской луки, ни
в самом конце днепровско-бужского пути близ устий Гипаниса и
Борисфена. Наоборот, священные чаши в Березанском лимане воскрешают
в нашей памяти более ранние (но, может быть, еще функционировавшие
и в черняховское время, в "трояновы века") сколотские изваяния
божества с золотой гривной и рогом изобилия, божества во многом
подобного Волосу. Как мы помним, одно из средоточий таких идолов VI
-- V вв. до н. э. приходилось на днепровскую луку, на район вокруг
Волосского и Войскового.
В середине X в. важным культовым местом русских дружинников
и купцов, везших товары в Грецию, был остров Хортица, неподалеку от
Войскового 29.
----------------------------------
29 Очень интересны и верны выводы А. Т. Смиленко относительно
южных рубежей черняховской культуры: сгусток в днепровской луке
исследовательница причисляет к основной лесостепной зоне, а
причерноморские "черняхоидные" памятники в состав собственно
черняховской культуры не включает, отмечая черты сходства с
позднескифскими (степными) памятниками. Однако Смиленко отмечает
наличие на берегах лиманов и настоящих (прибывших с севера)
черняховцев-славян. Смiленко А. Т. Слов'яна та їх сусiди в степовому
Поднiпров'ї. Київ, 1975, с. 46-48 и рис. 8.
Тема календарной обрядности должна была бы вовлечь нас в
широчайший круг фольклорных материалов, собранных за два столетия
русскими, украинскими и белорусскими этнографами. Hо этот
драгоценный фонд древнего народного искусства (некогда ритуального)
так необъятен и значение его для познания истории народной культуры
столь велико, что в этой книге в полном виде он представлен быть не
может, а в кратком пересказе давать его нельзя.
Ч а с т ь в т о р а я
---------------------------------------------------------------------
А П О Г Е Й Я З Ы Ч Е С Т В А
Глава пятая
НА ПОРОГЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Глава шестая
ЯЗЫЧЕСТВО СЕВЕРНЫХ ОКРАИН
Глава седьмая
ЖРЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава восьмая
ПРОТИВОБОРСТВО ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА В X в.
Глава девятая
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА
Глава пятая
=====================================================================
НА ПОРОГЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Ко времени образования Киевской Руси восточнославянское
|
|