|
устойчивого дня рожаниц, дня празднования собранного и ссыпанного в
закрома урожая. Сосуд из Каменки Днепровской менее выразителен. Там
орнамент тоже разделен на три участка; в одном из них косой крест --
может быть, это июнь? Через два знака, на месте сентября дан не
косой крест, как на вазе Кундеревича, а вытянутый вдоль
орнаментальной полосы прямоугольник, напоминающий
августовско-сентябрьский прямоугольник на ковше из Войскового.
Остальные знаки неясны и невыразительны.
Если ромашковский кувшин был настоящим календарем языческих
молений о дожде в точные, нужные полям сроки, определенные вековым
опытом, то ритуальные вазы из Черняхова и Каменки сходны с ним
только в том. что охватывают не весь год, а только его аграрную,
яровую часть. Однако эти сосуды никак нельзя счесть календарями --
на них есть только приблизительная календарная приуроченность
главных летних празднеств, связанных с кульминацией (Купала) и
завершением сельскохозяйственного цикла (жатва и уборка урожая).
Это, очевидно, -- праздничные обрядовые чаши.
*
Ритуальные сосуды с календарными знаками открывают нам схему
годичного цикла языческих аграрно-магических обрядов. Если
этнография может наполнить эту схему обрядами, песнями, хороводами,
танцами, купальскими кострами, братчинами и "рожаничными трапезами"
по поводу нового урожая, то анализ таких драгоценных археологических
находок, как сосуды с календарными пометами, дает всему
многообразному этнографическому материалу двухтысячелетнюю
хронологическую глубину, указывая на устойчивость народной
земледельческой обрядности и на существование тысячелетней
дохристианской традиции многих праздников, которые этнографы знают
уже в православной форме (крещенье, Борис Хлебник, семик, Иван
Купала, ильин день, спас).
Два из рассмотренных нами сосудов связаны со святилищем
внутри поселка. Это лепесовские чары для новогоднего "чародейства".
Очевидно, какая-то часть святочных обрядов (вроде ряженых, бродивших
от двора к двору) выполнялась в поселке или около него, но зимнее
время привязывало святки к дому и селу. Чара № 2 (по нумерации М. А.
Тихановой) предназначалась для заклинаний на весь год и на все
области хозяйства: земледелие, охота, прядение пряжи и т. п. Над
этой чарой должны были петь "славу хлебу".
Чара № 1 служила в последнюю святочную ночь, в "крещенский
вечерок" и тоже связана с помещением, в котором девушки гадали о
своей судьбе.
Все остальные ритуальные сосуды относятся к праздникам и
молениям, проводимым вне дома, вне села, в непосредственной близости
к природе, к горам, родникам, священным "рощениям" и засеянным
полям.
Ромашковский кувшин был не столько сосудом, сколько священным
календарем для определения всех языческих действий над яровым полем.
Кувшин, покрытый обозначениями всех праздников и всех необходимых
дождей и вёдра, несомненно, делал святой наполнявшую его воду. Этой
водой могли поливать (как священник во время молебна о дожде) и
первые ростки и начавшую колоситься пшеницу во все жизненно важные
этапы жизни нивы. С этим кувшином как вместилищем святой воды
встречали и семик с его березками и купалу, ильин день и зажинки,
когда святой водой следовало полить последний, оставленный Волосу
сноп на поле. Кувшин действовал весь тот срок, который был так
тщательно и точно расчислен при его изготовлении.
Жатвенные, урожайные сосуды (Войсковое и дp.) характерны тем,
что на них или вычленяются из годового цикла особо летне-осенние
месяцы, связанные с вызреванием и сбором урожая, или календарная
символика ограничивается лишь показом июньско-сентябрьского отрезка
года. Осенняя солнечная фаза, как правило, плохо отражена в
славянском фольклоре: в отличие от Нового года, масленицы и купалы
костров в дни осеннего равноденствия не зажигали. Hо здесь солнечные
кресты, поставленные после интервала в два месяца от купалы (двойной
крест), вполне определенно фиксируют осеннюю фазу, пренебрегая
весенней, масленичной (весеннее равноденствие), и не обозначают её
крестом.
Ковш, который славяне, по сведениям Ибн-Русте, наполняют
зерном и поднимают после жатвы к небу, представлен ковшом-кубком из
Войскового.
Рассмотрение календарной системы IV столетия н. э., умело
сопоставленной с вегетационными сроками, неизбежно ставит перед нами
вопрос о древнем славянском жречестве. Подобные расчеты и их
воплощение в реальном календаре были, по всей вероятности, делом
жрецов, волхвов, чародеев, "облакопрогонителей", специальных людей,
занимавшихся обрядовой стороной жизни и руководивших разнообразными
обрядами. Ковш-кубок из Войскового был найден в нестандартном
погребении: курган с кострищем, сожжение покойника, около тысячи
|
|