Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  язычество   прошло   длительный   исторический   путь,   измеряемый
  тысячелетиями. Изменялось общество и его организация, менялась  для
  части племен (в связи с расселением) среда обитания, резко менялись
  южные  соседи  славянского  мира:  эллинов  из   торговых   городов
  Причерноморья, приоткрывавших перед нашими предками соблазнительный
  античный мир, сменяли враждебные кочевники.  По-разному  сохранялись
  древние традиции, по-разному складывались отношения  с  субстратным
  населением, разными темпами  и  на  разном  уровне  шло  дальнейшее
  развитие необъятного славянского мира. Все это неизбежно должно было
  вносить  известную   пестроту   в   мировоззрение   и   религиозные
  представления  славянских  племен,  к  сожалению,  трудно  уловимые
  наукой. Кроме этих центробежных сил, действовали  и  выравнивающие,
  нивелирующие, к которым нужно отнести принцип конвергенции и принцип
  континуитета.
      Мир  природы  оставался  неизменным,  по  на  протяжении  веков
  менялась степень его познания, осмысления  природных  явлений  и  в
  связи с этим видоизменялось  в  известной  мере  отражение  картины
  реального мира в умах людей и  эволюционировала  разработка  самими
  людьми своего второго мира -- мира невидимых сил.
      Развитие   славянского   языческого    мировоззрения    следует
  рассматривать  на  той  историко-хронологической   сетке,   которая
  отражает важнейшие этапы  жизни  славянских  племен.  Таких  этапов
  четыре: первый этап -- это развитие протославянских племен в недрах
  индоевропейского единства, но на невыгодной окраине индоевропейского
  мира, в стороне от центров развития.
      Второй  этап  --  обособление  праславян  в   бронзовом   веке,
  развитие  внутренних  контактов,   первые   встречи   со   степными
  кочевниками, освоение железа, которым была  так  богата  славянская
  прародина. Этот период для восточной половины славянства завершается
  резким  выдвижением  на  первое   место   части   племен   Среднего
  Поднепровья, созданием "царств"  сколотов,  потомков  "Солнце-царя"
  (позднейшего Дажьбога) и восприятием ряда черт  скифской  культуры.
  Географически жизнь на  этом  этапе  замыкалась  в  рамках  древней
  славянской прародины; длительность его -- более тысячи  лет.  Время
  расцвета -- VI -- IV вв. до н. э.
      Третий  этап  --  упадок  культуры,  как   результат   разгрома
  сарматами; начало расселения славян по лесной зоне и ассимиляции ими
  литовско-латышских,  а  позднее  и  финно-угорских  племен  Севера.
  Переселенцы оказывались в новых природных условиях, в  соседстве  с
  родственными (если речь  идет  о  балтах),  но  выработавшими  свою
  систему понимания  мира  племенами.  Темп  дальнейшего  развития  в
  северных лесах замедлился. Однако фольклор показывает, что многое из
  наследия, вынесенного из прародины, было сохранено и передавалось из
  поколения в поколение, дойдя во фрагментах до XX в. В конце третьего
  этапа (так же как и в конце второго)  наступает  новый  расцвет  --
  "Трояновы века", но он тоже  относится  не  ко  всей  славянской  и
  полуславянской территории, а лишь к Среднему Поднепровью, к будущему
  ядру Киевской Руси. Образовалось две зоны с разным уровнем и темпом
  развития: южная,  лесостепная,  со  всем  наследством  прародины  и
  сколотских царств, и северная зона  далекого  расселения  в  чужих,
  менее благоприятных землях. Четвертый этап, которому посвящено  все
  дальнейшее  изложение,  это  --  образование  и  развитие   первого
  государства -- Киевской Руси, рождение  военно-феодального  класса,
  слияние воедино обеих зон,  возникших  на  третьем  этапе,  участие
  племенной знати в  регулярных  далеких  экспедициях  в  Византию  и
  арабский халифат.  Границы  познаваемого  мира  раздвинулись.  Если
  некогда слово "мир" означало поселок, "вервь" ("мирская сходка"  --
  собрание крестьян одной деревни), то теперь  географические  рубежи
  мира раздвигаются до пределов всего Старого Света -- от "аглян"  во
  "Вретании" до "индов" и китайцев-"серов", "живущих на коньць земля".
  Возникла мощная языческая держава и культ древних богов стал уже не
  только средством воздействия на невидимый мир духов природы,  но  и
  воздействия на  многотысячную  массу  простых  людей,  составлявших
  основу этой державы. Новое качество языческих  представлений  эпохи
  рождения  государственности  мы  ощущаем  во  всех  разделах   этой
  многогранной темы.

                    ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБЕРЕГИ VI-VII вв. н. э.

      Начало последнего  этапа  самостоятельного  развития  язычества
  (до его соприкосновения с  христианством)  следует  датировать  тем
  временем, с которого летописец Нестор начинал  историю  становления
  Руси, отвечая на вопрос: "къто  в  Кыеве  нача  пьрвее  къняжити  и
  отъкуду Русьская земля стала есть", т. е. с V -- VI вв. н. э.
      Это  бурное   время   внесло   много   стремительных   перемен,
  перемещений  десятков  племен,  нашествий,  вторжений,   торопливых
  союзов.    Происходило    перемешивание    ряда     народов,     их
  взаимопроникновение,  ассимиляция  и  завершилось   это   небывалым
  расселением славян на Балканах и  в  лесах  северо-востока  Европы.
  Славянство вышло на мировую арену;  началось  восприятие  элементов
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-