Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  4-6 июля.       Нужны дожди.
  12 июля.        Подготовка к празднику бога грозы (20 июля).
  15-18 июля.     Нужны последние дожди в  период  восковой  спелости
                  зерна.
  20 июля.        Праздник божества неба (Перуна или Рода?).  Моление
                  о прекращении дождей,  гроз,  о низведении небесных
                  вод под землю в связи с созреванием хлебов.
  24-25 июля.     Начало жатвы серпами.
  26-28 июля.     Начало связывания снопов в "кресты".

                        Серпень, зарев (август)

  7 августа.      Окончание  уборки  яровых  хлебов.  Последний  сноп
                  ("Волосу на бородку"?).

                            Конец календаря.

      Кувшин-календарь, позволяющий рассчитывать все  фазы  развития,
  все необходимые для урожая природные явления и отмечающий точные дни
  языческих   праздников,   был,   по   всей   вероятности,    важной
  принадлежностью ритуала и отражал состояние агротехнических  знаний
  IV в., достаточно высокого уровня для того времени.
      Ромашковский  глиняный  календарь  дает   нам   ряд   ценнейших
  сведений о трудах и верованиях древних полян. Он приводит в стройную
  систему многие разрозненные представления о  язычестве,  славянской
  демонологии и теологии. Ромашковский календарь построен в расчете на
  те яровые хлеба, которые возделывались на киевских  полях  с  эпохи
  триполья, т. е. не менее чем за 3500 лет до черняховской  культуры.
  Быть  может,  этот  календарь  отразил  и  архаичный  культ   Рода,
  предшественника Перуна и Ильи. Исключительно важны для нас и верные
  агротехнические  наблюдения  автора  календаря,   позволяющие   нам
  присоединиться к летописцу, считавшему полян языческой поры "мужами
  мудрыми и смысленными". В  киевском  глиняном  календаре  отразился
  тысячелетний опыт приднепровских земледельцев.
      Ромашковский кувшин-календарь с  его  детальнейшим  расписанием
  всех дней жизни ростков  и  колосьев,  выдержавший  пять  расчетных
  проверок (гипотеза об учете жизни зерна не в счет), помогает подойти
  к  расшифровке  знаков  еще  на   нескольких   ритуальных   сосудах
  черняховской культуры  из  разных  мест.  Это  трехручные  вазы  из
  Среднего  Поднепровья  (Черняхов?)  и   Нижнего   Днепра   (Каменка
  Днепровская) 27.
 ----------------------------------
      27 Сымонович  Э.  А.  Орнаментация  черняховской  керамики.  --
  МИА. М., 1964, № 116,  с.  325;  рис.  26  --  сосуд  из  коллекции
  Кундеревича (Киевский музей) С. В. Коршенко, располагавший архивными
  материалами, относил его к Черняхову (см. с. 327); с. 326, рис.  27
  и 4 (Каменка Днепр).

      Оба сосуда орнаментированы по плечикам;  орнамент  расчленяется
  ручками на три участка, а участки подразделяются в ряде случаев  на
  три квадратных секции. В сумме это дает девять секций, но причислить
  эти вазы к тем, которые выше определены  как  сосуды  для  девичьих
  подблюдных  гаданий,  нельзя  потому,  что  здесь  нет  изображений
  конкретных месяцев. Скорее всего  здесь  представлены  три  сезона:
  весна,  лето,  осень.  Обосновать  это  предположение  трудно   при
  недостаточности материала, но некоторые соображения высказать можно
  для будущей проверки. (Рис. 32, 37).
      Участок с двумя крестами  на  вазе  из  Черняхова  естественнее
  всего отнести к середине лета, к июню или к  июню  --  июлю.  Тогда
  крайний правый  квадрат  должен  соответствовать  августу.  В  этом
  убеждает наблюдение над распределением узора, состоящего из капель,
  что, возможно,  заменяло  здесь  волнистые  дождевые  линии  других
  сосудов. Эти "капли" покрывают  все  квадраты  условной  "весенней"
  секции, густо усеивают косой крест, условно  отнесенный  к  июню  и
  отсутствуют на знаке июля.  Как  и  на  ромашковском  кувшине,  где
  дождевые струи именно в июле уходят вниз, под землю, так и здесь, на
  сосуде из коллекции Кундеревича линия  капель  опускается  вниз  и
  обозначена только y нижней кромки августовского квадрата. Над этой,
  как бы ушедшей в землю водой, изображено солнце, столь  необходимое
  при августовской жатве. "Осенний" участок орнамента не  поделен  на
  три квадрата. Здесь всего один квадрат в середине с косым  крестом;
  от него идут  в  обе  стороны  извилистые  линии,  щедро  усаженные
  каплями. Вокруг косого креста четыре изображения колоса (?).  Крест
  свидетельствует  в  пользу  обозначения  здесь  солнечной  фазы  и,
  очевидно, осеннего равноденствия 23 сентября. Знак  колосьев  может
  быть истолкован как символ  обмолота,  происходившего  в  сентябре.
  Перерыв в длинной линии капель  быть  может  обозначает  пожелание,
  чтобы в осеннюю пору нашлись солнечные, бездождные дни для молотьбы?
  В  целом  сосуд  из  Черняхова  следует,  очевидно,  приурочить   к
  летне-осеннему циклу обрядов от  Купалы  до  рождества  богородицы,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-