Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  снопов на поле и увоза их.  Конечный  срок  означает  окончательный
  расчет с полевыми работами и полем. Снопы увезены для обмолота, а на
  поле осталось лишь  несколько  последних  колосьев,  завязанных  по
  древнему  поверью  "Волосу  на  бородку".  Кстати,  в  самом  конце
  календарных знаков ромашковского кувшина  изображен  одинокий  знак
  колосьев-снопов.
      Означают  ли  что-либо  в  народном   календаре   начальная   и
  конечная даты этого ярового цикла? Есть  ли  какие-либо  праздники,
  языческие или закрывшие их христианские, близкие ко 2  мая  и  к  7
  августа?
      Начнем  с  той  части  календаря,  которая   обозначена   более
  определенно рисунками серпов и снопов.
      6 августа по  всей  Украине  и  в  России  широко  праздновался
  церковный праздник преображения, называвшийся в народе "второй спас"
  и представлявший собой праздник урожая. Караваи  хлеба  из  новины,
  яблоки, пироги  и  мед  выставлялись  на  столе  посреди  села  или
  приносились к церкви. На Украине вплоть до XX в. это  был  один  из
  самых торжественных дней в году, день "плодов  земных".  Разница  в
  один день между 6 и 7 августа ровно ничего не значит,  так  как  мы
  знаем, что в результате слияния языческих праздников с христианскими
  некоторые  древние  празднества  кочевали  по  пасхальной  шкале  в
  пределах 35 дней.
      Очень вероятно, что "второй  спас"  прикрыл  собой  близкий  по
  времени, но совершенно иной по содержанию, древний праздник урожая.
  Так как последние колосья в  поле  завязывались  узлом  "Волосу  на
  бородку" (а в Болгарии плетут из соломы волосову бороду), то  можно
  предположить, что праздник урожая мог быть как-то связан со скотьим
  богом Волосом, особенно учитывая то, что слово "скот" обозначало  и
  богатство вообще и даже деньги. Именно в черняховское время впервые
  урожай пшеницы и ячменя стал измеряться римским квадранталом и давал
  полянским  земледельцам  какое-то  количество   римских   денариев.
  Настаивать на этих сопоставлениях нельзя; они требуют дополнительной
  проверки.
      Начало  календарного  счета  на  нижнем   поясе   ромашковского
  кувшина -- 2 мая -- точно совпадает с русским церковным  праздником
  Бориса и Глеба ("Борис-день").  Обстоятельства  установления  этого
  памятного  дня  и  некоторые  детали   борисоглебской   иконографии
  позволяют думать, что и в  данном  случае  перед  нами  не  простое
  совпадение чисел, а такая же замена языческого христианским.
      День 2 мая не связан с днем смерти ни  одного  из  братьев;  он
  установлен в столетнюю годовщину их смерти, когда убитые в усобицах
  князья были уже канонизированы, в их честь  была  построена  вторая
  церковь в Вышгороде. В 1115 г. Владимир Мономах, стремясь, очевидно,
  всенародно обличить  княжеские  усобицы,  использовал  столетие  со
  времени трагической  гибели  Бориса  и  Глеба:  "мощи"  их  были  с
  необычайной торжественностью перенесены в новопостроенный  каменный
  храм; тяжелые саркофаги везли на "возилах" впряженные в них  князья
  и бояре. День перенесения мощей -- 2 мая, ставший первым собственно
  русским церковным праздником, не мог быть случайным,  так  как  вся
  церемония  его  установления  была  обдуманным   актом   нескольких
  соперничающих князей (Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи).
  В дальнейшем с именами Бориса и Глеба соединилось много  поговорок,
  связывающих этот день с разными аграрными приметами.
      В украинском фольклоре  с  Борисом  и  Глебом  нередко  связана
  древняя земледельческая приднепровская легенда о происхождении  так
  называемых "Змиевых валов". Борис и Глеб (а иногда Кузьма и Демьян)
  рисуются  в  ней  сказочными  богатырями,   побеждающими   дракона.
  Побежденного Змия Борис и Глеб впрягают в плуг и пропахивают на нем
  стоверстные борозды --  "Змиевы  валы"  Киевщины  и  Переяславщины,
  существующие и поныне.
      В  том,  что  праздник  2  мая  (близкий   к   общеевропейскому
  празднику весны) есть праздник всходов, молодых  ростков,  убеждает
  еще одна деталь: на древних изображениях Бориса и Глеба XII -- XIII
  вв. (на золотых колтах, на серебряных монистах) рядом  с  погрудным
  рисунком  князя  обязательно  присутствует  схематический   рисунок
  "крина", идеограмма молодого ростка.
      Думаю,  что  Владимир  Мономах,  учреждая  наперекор  греческой
  церкви первый русский национальный праздник, сознательно отошел  от
  всех реальных дат и выбрал один из тех дней, на который  приходился
  какой-то древний народный праздник, праздник только что пробившихся
  на свет ростков яровых посевов.
      Теперь наш  календарь  закреплен  на  семи  точках,  что  почти
  полностью исключает элемент случайности.

      а)  2  мая  --  день  молодых  всходов,  закрытый  в   XII   в.
  праздником Бориса и Глеба;
      б) 4 июня  --  день  Ярилы,  семик,  впоследствии  связанный  с
  переходящим церковным праздником троицына дня;
      в) 24 июня -- купала, день солнцеворота;
      г) 12 июля -- день отбора жертв Перуну  (или  более  архаичному
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-