Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      На ромашковском календаре отдельный  квадратик,  выдвинутый  из
  рядов (под знаком семицкого деревца), приходится именно на 4  июня.
  Древность  славянского   языческого   праздника   именно   4   июня
  засвидетельствована  автором  "Жития  святого  Оттона"   Гербордом,
  который со слов Сефрида описывает праздник у Поморян, близ г. Пирица
  4 июня 1121 г.:
      "Приблизившись ... мы увидели около 4000  человек,  собравшихся
  со всей страны. Был какой-то праздник, и мы испугались, увидев, как
  безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями,
  песнями и громким криком" 23.
 ----------------------------------
      23 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884,  с.  51,
  52 и 231.

      Многолюдный  языческий  праздник  у  западных  славян  4  июня,
  ярилин день (семик) у восточных славян (Нижний Новгород) 4 июня  и
  знак весеннего деревца, приходящийся на календаре IV в. на 4  июня,
  -- все это совпадения, которые трудно счесть случайными.
      Итак,  в  итоге  четырех  проверок  предположение  о  том,  что
  неравномерно расположенные квадратики нижнего  пояса  ромашковского
  кувшина представляют собой дни  летних  месяцев,  подтвердилось,  и
  символы праздников закрепились за определенными числами июня и июля:
  4 июня -- ярилин день; 19 -- 24 июня -- русальная неделя; 24 июня --
  Купала; 20 июля -- день бога грозы и молний.
      Пятой проверкой можно  считать  то  обстоятельство,  что  через
  четыре квадратика после "громового  знака"  на  кувшине  изображены
  серпы и снопы. Жатва яровых на Киевщине начинается около 24 июля, т.
  е. опять наблюдается совпадение со сроками глиняного календаря.

                                   *

      Полагаю, что приведенных выше совпадений достаточно  для  того,
  чтобы применять к ромашковскому кувшину слово календарь без кавычек.
  До сих  пор  я  вел  рассмотрение  его  выборочно,  но  нас  должен
  интересовать весь этот календарь в 96 дней,  его  начало  и  конец,
  смысл выбора именно  этого  отрезка  года  и  взаимная  связь  всех
  изображений верхнего "пояса праздников" и нижнего -- "пояса дней".
      При  определении  всего  календаря  необходимо   обратиться   к
  какой-то  древней  календарной  системе,  которая  помогла  бы  нам
  наиболее достоверно разделить этот отрезок года в 96 дней на месяцы.
  Наш современный счет с месяцами по 30, 31, 28 и 29 дней, разумеется,
  непригоден.
      Можно  думать,  что  древний  славянский  год  делился  на   12
  месяцев по  30  дней  и  заканчивался  25  декабря.  Каждый  месяц,
  возможно, имел свои календы, что сохранилось в представлениях о  12
  пятницах, распределенных по всем 12 месяцам.
      Следы завершения года 25 декабря  есть  у  поляков,  где  слово
  gody обозначает 25 декабря как срок окончания года, истечения срока
  долговых платежей.
      Оставшиеся   6   дней   являлись,   очевидно,   подготовкой   к
  новогоднему празднику 1 января. Священный новогодний огонь "бадняк"
  зажигался в ночь на 25 декабря.
      Отсчитывая от наших опорных  надежных  точек  --  от  Купалы  и
  ильина дня, мы получим, что счет дней начинался на кувшине-календаре
  2 мая и заканчивался 7 августа (по украинской терминологии -- от  2
  травня до 7 серпня).
      Исходя  из  того,  что  все  отмеченные  на   нашем   календаре
  памятные  дни  связаны  с  аграрной  магией  и  что  сам  календарь
  завершается рисунками серпов и колосьев (расположенных как снопы  в
  крестцах), общий смысл  всего  календаря  следует  искать  также  в
  области аграрных интересов древних полян.
      Если  мы  рассмотрим   вегетационные   сроки   тех   важнейших,
  основных хлебных злаков, которые  культивировались  на  Киевщине  с
  трипольского времени, то увидим, что этот период года  почти  точно
  соответствует  срокам  вызревания  яровой  пшеницы   и   ячменя   и
  значительно расходится со сроками позднее  появившихся  культур  --
  проса, озимой пшеницы и ржи. По современным данным для  Киевской  и
  Житомирской областей яровая пшеница дает всходы в среднем 26 апреля
  -- 1 мая (по разным районам), а восковой спелости достигает 13 -- 22
  июля. Ячмень всходит 27 апреля -- 1 мая и созревает 13 --  20  июля
  24.
 ----------------------------------
      24  Агроклиматический  справочник  по  Киевской,  Винницкой   и
  Житомирской областям. Киев. 1959.

      На нашем календаре счет идет от 2 мая, т. е. от  самых  первых,
  только что появившихся всходов. Начало жатвы  на  календаре  --  24
  июля, т. е. вскоре по достижении восковой спелости.
      Время от 24 июля  по  7  августа  --  это  время  жатвы,  сушки
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-