Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Роду);
      д) 20 июля -- праздник Перуна или Рода; е) 24  июля  --  начало
  жатвы;
      ж) 7 августа --  праздник  урожая,  окончания  жатвы,  закрытый
  позднее церковным праздником преображения 6 августа.

      Аграрный характер отобранного для  календарного  счета  отрезка
  года не подлежит сомнению.

                                   *

      Нами  полностью  завершен  разбор  нижнего  пояса  календаря  и
  рассмотрены важнейшие, определяющие знаки верхнего;  однако  анализ
  верхнего пояса знаков далеко не закончен;  не  рассмотрен  еще  ряд
  элементов. Один из них так п остался для меня неясным:  это  зигзаг
  справа от громового колеса.  Возможно,  он  символизировал  обычную
  линейную молнию?
      К   более   ясным    символическим    изображениям    относятся
  вертикальные волнистые струйчатые линии,  встречающиеся  в  четырех
  местах ромашковского календаря, а после ильина дня, как бы уходящие
  под  землю  и   струящиеся   горизонтально.   Если   считать,   что
  кувшин-календарь своими квадратиками-днями и изображениями серпов и
  снопов действительно отражал жизнь нивы, ярового пшеничного поля, то
  истолкование струй, как бы падающих сверху вниз, мы должны начать с
  наиболее  естественного  допущения,  что  здесь  изображена   вода,
  дождевые струи -- то важнейшее, что  необходимо  для  произрастания
  хлебов.
      К счастью для нас, мы теперь можем с  помощью  квадратиков-дней
  нижнего календарного пояса точно  определить  числа  предполагаемых
  дождливых дней. Это будут дни с 20 по 30 мая, с 11 по 20 июня, с  4
  по 6 июля и с 15 по 18 июля. Дождливые дни  указаны  на  календаре,
  очевидно, с магической целью: древним жителям Киевщины, видимо, было
  нужно, чтобы дожди шли в эти четыре периода. Сопоставление дождливых
  дней ромашковского календаря с  оптимальными  сельскохозяйственными
  сроками дождей для Киевщины явилось бы по существу шестой проверкой
  календарности нашего кувшина и его загадочных знаков. (Рис. 35).
      Оказывается,  что  все  сроки  дождевых   периодов   на   нашем
  глиняном календаре совпадают  с  четырьями  оптимальными  периодами
  дождей, необходимых яровым посевам:
      1) с 20 по 30 мая. Выход хлебов "в трубку" (19 -- 26 мая);
      2) с 11 по 20 июня. Колошение (14 -- 18 июня);
      3) с 4 по 6 июля. Молочная спелость зерна (1 -- 9 июля);
      4) с 15 по 18 июля. Восковая спелость (13 -- 22 июля).
      Второй период дождей (11 -- 20 июня)  изображен  треугольником,
  т.  е.  как  бы  сходящим  на  нет;  это   очень   точно   выражает
  агро-технические требования, так как  в  ближайшие  дни  начинается
  цветение яровых (около 24 июня) и дожди вредны для хлебов. В эти дни
  их нет и на календаре.
      Самые большие длительные дожди показаны на  нашем  календаре  в
  период выхода в  трубку  и  колошения.  В  работе  И.  В.  Якушкина
  "Растениеводство" мы читаем: "Общая  потребность  в  воде  особенно
  велика в период между выходом хлебов в трубку и колошением" 25,  т.
  е. периоды дождей выбраны художником кувшина удивительно  верно  --
  именно в эти периоды и нужны они для вызревания и налива зерна  26.
  Это -- идеальная, желаемая  картина  киевской  погоды,  то,  о  чем
  следовало просить богов. Уход волнистых струй "под землю", под линию
  дней  нижнего  пояса  тоже  является  тонким  наблюдением   древних
  земледельцев -- после 20 июля накануне жатвы и во  время  её  дожди
  совершенно не нужны, но земля должна быть  влажной.  Это  еще  одно
  совпадение ромашковского календаря с агротехникой.
 ----------------------------------
      25 Якушкин И. В. Растениеводство. М., 1953, с. 36.
      26 По всем вопросам агротехники большую помощь мне  оказали  А.
  В. Кирьянов и его  дочь  Н.  А.  Кирьянова,  которым  приношу  свою
  глубокую благодарность.

                                   *

      Последним,  оставшимся  нерассмотренным  элементом   заполнения
  верхнего  пояса  календаря  являются   многочисленные   квадратики,
  нанесенные штампом в трех местах: в начале календаря -- около ручки
  кувшина, в его середине -- правее знака Купалы и в самом  конце  --
  между изображениями снопов. Квадратики сделаны тем же самым штампом
  (квадрат, разделенный на восемь частей), что и обозначения  дней  в
  нижнем поясе, но расположены  так,  что  вести  по  ним  какие-либо
  подсчеты  было  бы  затруднительно.  Если  исходить  из  того,  что
  одинаковые штампы и там и здесь выражают одно и то же понятие  дня,
  то для верхнего пояса  можно  говорить  только  о  суммах  дней,  о
  каких-то обобщенных сроках.
      Есть ли в них вообще какой-либо смысл или они  просто  являются
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-