|
интерес представляет в этом смысле древнерусская лексика,
объединяющая понятие молнии и плода граната. Так, в переводе
"Иудейской войны" при описании символики жреческих одежд говорится,
что колокольчики на ней символизируют гром, "а родиа -- млънию".
См.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в
древнерусском переводе. М., Л., 1958, с. 372 и 517. Так определить
молнию можно только имея в виду молнию шаровую. Родiа, род --
означает и в древнерусском языке "плод граната", "пуническое",
"карфагенское яблоко" (Срезневский И. И. Материалы для словаря
древнерусского языка. СПб., 1903, III, с. 131; Дьяченко Г. Полный
церковнославянский словарь. М., 1900, с. 551). Формой, размером и
лиловато-огненным цветом гранат действительно похож на шаровую
молнию. А это объясняет и форму "громового знака", воспроизводящего
этот опаснейший вид молнии.
При анализе "календаря" нам удобнее всего взять за исходную
точку отсчетов знак в виде колеса, расположенный почти
непосредственно перед картиной жатвы и являющийся "громовым знаком",
оберегом от испепеляющей шаровой молнии. Принимая его за основу, мы,
как при доказательстве теоремы, допустим, что громовый знак связан
с той единственной датой в славянском календаре, когда отмечался
кровавыми жертвами день бога грома и грозы -- 20 июля, позднейший
ильин день. (Рис. 36).
Проверка первая. Проверим правильность допущения, что два
креста в середине "календаря" связаны с праздником Купалы (ивановым
днем). От ильина дня (20 июля), принятого нами за исходную точку, до
дня Ивана Купалы (24 июня) -- 27 дней, считая оба праздника. На
ромашковском кувшине от "громового знака" -- колеса до двух крестов
-- 27 квадратных штампов, принятых нами за обозначения дней.
Совпадение налицо.
Проверка вторая. На пространстве этих 27 квадратных штампов,
как мы видели выше, один штамп поставлен отдельно и боком, образуя
какую-то внутреннюю грань, не связанную с рисунками верхнего пояса,
но тем не менее четкую.
По полученной выше шкале 24.VI -- 20.VII эта грань приходится
на 12 июля. Никакого народного праздника, приходящегося на это
число, мы не знаем, известно только, что подготовка к ильину дню
начиналась за неделю до самого праздника, и вся эта неделя носила
название ильинской.
Под 983 г. летопись сообщает: "В лето 6491. Иде Володимир на
Ятвягы и победи Ятвягы и вся землю их. И иде Киеву и творяше требу
кумиром с людми своими. И реша старци и боляре: "Мечем жребий на
отрока и девицю; на него же падеть, того зарежем богом". Бяше варяг
един... у бе у него сын ... на сего паде жребий зависти дьяволи" 21.
----------------------------------
21 Шахматов А. А. Повесть временных лет. М.; Л., 1950, с.
58-59.
Летопись не называет, правда, ни точного дня выбора жертв, ни
того грозного бога, которому должны были принести в жертву варяга.
Но церковь сохранила память об этом событии, канонизовав и молодого
Федора и его отца Иоанна. День выбора жертв, жеребьевки -- 12 июля,
т. е. тот самый день, который отмечен на ромашковском
кувшине-календаре за 8 дней до праздника бога-громовика. Сочетание
этих разнородных данных позволяет объяснить смысл разделительного
знака на глиняном календаре.
Проверка третья. Известно, что празднику Ивана Купалы (как и
празднованию ильина дня и Нового года) предшествует подготовительная
неделя, носившая название русальной недели.
На нашем глиняном календаре гирлянда квадратиков, нарушающая
их ритм, вплотную примыкает к дню Купалы (19-24 июня), предшествуя
ему. Эта гирлянда состоит из шести штампов, считая и самый день
Купалы, завершавший эту неделю.
То, что неделя здесь ограничена шестью днями, не должно нас
смущать, так как именно шестидневную неделю следует считать древней
индоевропейской. Следы её есть и у славян и у германцев; в
письменных источниках она зафиксирована для согдийцев. Итак,
этнографически хорошо известная русальная неделя точно обозначена на
нашем календаре -- 19-24 июня.
Проверка четвертая. Русальной неделе и Купале предшествует
еще одна цезура, связанная со знаком дерева и предположительно
сопоставленная мною с семиком (ярилиным днем) . Определить древнюю
календарную дату семика было невозможно, так как этот народный
праздник был поставлен церковью в зависимость от пасхи и
праздновался то в конце мая, то в середине июня 22. Единственное
свидетельство о точно фиксированном дне -- 4 июня -- рассматривалось
как случайное и необъяснимое.
----------------------------------
22 Снегирев И. М. Русские простонародные праздники. М., 1838,
вып. III, с. 99 -- 126.
|
|