|
обеспеченный разнородным и разновременным материалом и наиболее
аргументированный пример такого историко-культурного зондажа. Зондаж
довел нас в глубь веков до мезолита; такова оказалась глубина
памяти.
По существу загадка была разгадана при помощи трех ключей:
первым ключом оказались мифы югорско-самодийских охотничьих племен,
раскрывшие самую сущность представлений о двух небесных оленях, о
владычицах мира, рождающих приплод объектов охоты. Приуральские
югорско-пермские сульде (второй ключ) тысячелетней давности дали
нам, кроме небосвода, образованного двумя лосихами, и
подводно-подземного ящера, также и драгоценную фигуру
"путешествующего шамана"; его ритуальный жреческий головной убор с
возвышающейся над ним крупной головой лосихи оказался настолько
устойчивым, долговечным признаком, что позволил определить
значительную хронологическую амплитуду в 6000 лет. Третьим ключом к
пониманию культа небесных оленей-лосих явилось погребение шамана на
мезолитическом кладбище V тысячелетия до н. э. на Оленьем острове в
Онежском озере. Как на бляшках-сульде, на умершем шамане был
головной убор, украшенный крупной скульптурной головой священной
лосихи, а две насильственно захороненные с шаманом женщины
склонялись головами над ним точь-в-точь как жено-лосихи склонялись
над "путешествующим шаманом" на бляшках I тысячелетия и. э.
Хронология нашего зондажа безупречна. Северные вышивки с лосями и
оленями, с рогатыми роженицами и оленьцами продлевают память о
древнем культе оленей-лосей еще на тысячу лет.
Предложенную выше схему могут упрекнуть в том, что она
основана на слишком различных, непохожих материалах, полученных от
разных по языку, расе и историческим судьбам народов. Действительно,
в нашем примере участвуют гуцулы, русские, карелы, югра, эвенки,
нганасаны, селькупы, манси. Однако в этом кажущемся беспорядке все
строго подчинено идее стадиальности: отбиралось для анализа только
то, что относилось к стадии охотничьего хозяйства того типа, который
в основном опирался на охоту на оленей или лосей. Естественно, что
у народов Сибири идеология охотничьей стадии сохранилась полнее и
многообразнее, чем у русских или украинцев, давным-давно перешедших
к земледелию. Тем интереснее выявлять пережитки этой стадии и
улавливать следы ее повсеместности в прошлом.
Самым трудным вопросом является степень осознанности древней
мифологической традиции. Сибирский шаман XIX в. мог рассказать
исследователю-этнографу о "путешествии" по трем мирам Вселенной, а
русские девушки, вышивавшие полотенца с лосями или свадебные подзоры
с рогатыми рожаницами, хотя и сохраняли старые художественные
образы, но едва ли могли связно пересказать их содержание.
Бессловесный язык народного изобразительного искусства оказался
более памятливым, чем язык фольклора, и донес почти до наших дней те
представления, которые возникли у первобытных охотников мезолита 7
000 лет тому назад.
Третьей этнографической загадкой и одновременно третьим
зондажем в глубину народной памяти является повсеместно
распространенный на тканях, в вышивках, в резном дереве, в плетении
и во всех других видах народного искусства ромбический орнамент (см.
рис. на с. 88, 89).
Ромбический орнамент известен, начиная с палеолитической
древности и кончая современностью, на протяжении более двух десятков
тысячелетий. В настоящее время, по этнографическим данным,
ромбический орнамент во всем его многообразии встречается у всех
народов мира. Широчайшее распространение этого вида орнаментики
можно подкрепить ссылкой на все сводные работы по этнографии и
народному искусству типа академической серии "Народы мира",
издаваемой Институтом этнографии АН СССР 110.
---------------------------------
110 См., например: Народы Африки. М.; Л., 1954, с. 148, 237,
270, 382, 511, 641; Народы Передней Азии. М.; Л., 1957, с. 322, 340,
526; Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965, с. 447, 488; Народы
Юго-Восточной Азии. М., 1966, с. 100, 142, 221, 592, 786.
Такую повсеместность никак нельзя объяснить легкостью
изображения именно ромбической фигуры; обычный квадрат, тоже широко
распространенный в народной орнаментике, несравненно проще и легче
для воспроизведения, но из тысячелетия в тысячелетие разные народы
в разных частях Старого Света с неуклонным упорством изображали
ромбы, создавали сплошной ковровый узор из ромбов или рисовали
символы плодородия, в основе которых очень часто был ромб. Вся
упомянутая выше система "ромбов с крючками", тщательно прослеженная
А. К. Амброзом, построена на интересующем нас ромбе 111. Амброзом
прослежены земледельческие знаки, известные с энеолита; более ранний
орнамент не вошел в его схему. Кроме того, осталась неразъясненной
связь земледелия с ромбической формой символа плодородия. При
решении первой загадки мы уже видели, что идеограмма "засеянное
поле" нередко представляет квадрат, а не ромб, в чем, быть может,
|
|