|
и поэтому юденбургская колесница не может помочь нам в точной
датировке переходной стадии на интересующей нас территории, но она
интересна тем, что раскрывает во всех подробностях ритуал
жертвоприношения со старыми (жертвенный олень) н новыми (всадники)
чертами.
Этнографические записи, как мы уже видели, фиксируют
сравнительно недавний (примерно середина XIX в.) переход от
жертвоприношений священных оленей к принесению в жертву домашней
скотины. Рассказы о смене ритуала облечены в форму красивых легенд
об оленях, прибегавших из леса специально, для того чтобы их
принесли в жертву. Но люди жадничали, обманывали священных животных,
и те перестали добровольно прибегать из леса к сроку
жертвоприношений: "В старые времена на праздник (8 сентября)
прилетали различные птицы -- лебеди, гуси -- и прибегали звери
разные, одного убивали, остальные исчезали, а когда крестьяне стали
и остальных убивать, птицы и звери перестали приходить на праздник".
"В день рождества богородицы самки оленя ежегодно приводили с собой
детеныша, которого закалывали и варили, и им угощали приходящих, а
мать отпущали... Но теперь олени уже не приходят, и крестьяне
приносят в жертву рогатый домашний скот" 107. "В храмовый праздник
8 сентября к церкви крестьяне приводят "обещанный" скот. На паперти,
в особо для этого устроенном месте, одного быка торжественно
закалывают... Лет 50 тому назад 8 сентября будто бы сами собой
прибегали олени и прилетали утки" 108.
---------------------------------
107 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене, с. 214;
Шереметев П. Зимняя поездка в Белозерский край. М., 1902, с. 136 --
137.
108 Соколов Б. М. и Соколов Ю. М. Сказки и песни Белозерского
края. М., 1915, с. XI -- XII.
В свете этих данных особый интерес представляет
опубликованная В. А. Городцовым обрядовая ширинка, возможно
предназначавшаяся для подобных престольных праздников с
жертвоприношениями 109. На одной стороне небольшой квадратной
скатерки изображена женская фигура с поднятыми к солнцу руками, а по
сторонам ее -- две самки оленя с коротенькими хвостами, над головами
которых вышиты свастические знаки. На противоположной стороне
квадрата вышита прямая иллюстрация к белозерским рассказам о замене
жертвенных оленей быками: в центре помещен похожий на плаху
жертвенник ("особо для этого устроенное место"); по обе стороны его
-- олени с ветвистыми рогами, а на самом жертвеннике -- отрубленная
голова быка (!).
---------------------------------
109 ГородцовВ.А. Дако-сарматские религиозные элементы...,
рис. 16, с. 12 ц 14. Хранится в ГИМе, N 46721-С-406. Прорись
Городцова очень неточна: олени превращены в коней. В коллекциях ГИМа
это не единственная обрядовая ширинка с оленями.
Как видим, сюжеты вышивок, будучи сопоставлены с записями
преданий н легенд о древних обрядах, расшифровываются и легко
вписываются в содержание этих преданий, а тем самым иллюстрируют
описанные в рассказах обряды.
Совершенно особый интерес возбуждают у нас те вышивки, на
которых рогатые женщины-важенки представлены в момент родов, что, с
одной стороны, прямо сопоставляется с охотничьими мифами о двух
рогатых владычицах мира, рождающих оленьцов малых, а с другой --
подводит к важной для славянской мифологии проблеме рожаниц, т. е.
"рождающих". Мне придется еще раз обратиться к драгоценному
материалу вышивок после того, как будут рассмотрены все письменные
источники XII -- XVII вв. о загадочных рожаницах.
Подведем итоги нашим разысканиям о небесных оленях. Когда в
начале этого раздела мною была предложена этнографическая загадка о
двух оленях среди звезд на гуцульской пасхальной писанке, а к концу
раздела выяснилось, что на стержень этой темы нанизываются и
мезолитические шаманы с лосиной мордой в головном уборе, и
трипольские ритуальные чары с двумя небесными оленями, и
приуральские сульде с такими же шаманами и с двумя небесными
лосихами, и северосибирский фольклор, подробно и точно разъясняющий
смысл этих лосиных изображений, и летописная легенда XII в. о
небесном рождении оленьцов, и эволюция названий созвездий, и
русско-карельская вышивка с ее оленями, небесными лосями и
неудобозримыми грубоватыми рожаницами, и рассказы крестьян о
недавних жертвоприношениях оленей, то могло показаться, что каждая
семантическая загадка может быть легко разрешена, стоит лишь
привлечь широкий и разносторонний сопоставительный материал.
Конечно, это не так. После длительного поиска, в котором частичные
удачи сменялись полной безрезультатностью, мною был отобран наиболее
|
|