Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
      Волнистой   вышитой   полосой   подзор    разделен    на    две
  горизонтальные зоны. В каждой зоне вышиты розетки-солнца; в верхней
  зоне -- на светлом фоне холста (дневное солнце), а в нижней  --  на
  сплошь зашитом темном фоне (может быть, ночное подземное  солнце?).
  На грани верхнего и нижнего мира вышиты два крохотных всадника; они
  почти вписываются в среднюю, разделительную полосу.  Поводья  коней
  держит огромная рогатая  женщина,  по  своей  высоте  выходящая  за
  пределы волнистой разделительной полосы в верхний, небесный ярус. По
  сторонам рогатой женской фигуры вышиты две крупные лосиные морды  с
  ветвистыми массивными рогами. Небесные  лоси  и  женщина  с  рогами
  главенствуют над всей композицией,  а  пара  всадников  (всадниц?),
  которая на сотнях других вышивок равновелика,  а  следовательно,  и
  почти равноправна центральной женской фигуре,  здесь  поставлена  в
  явно невыгодное, неполноправное  положение.  Миниатюрные  всадники,
  олицетворяющие,  очевидно,  земное,  человеческое   начало,   самим
  масштабом изображения, своей несоизмеримостью с огромными  фигурами

  небесного яруса должны были  выразить  идею  подчиненности  земного
  небесному,  а  небесное,  повелевающее  начало  представлено  здесь
  чрезвычайно архаично: лоси, женское божество с рогами н солнце.  Та
  трехчастная композиция (два всадника по сторонам  женской  фигуры),
  которая впоследствии вытеснила лосей, оленей  и  рогатых  богинь  и
  стала стандартом севернорусских вышивок, здесь, на  этом  олонецком
  подзоре, лишь зарождалась и была еще очень  далека  от  главенства;
  первенствовала здесь первобытная архаика. Стадиально этот подзор XIX
  в. относится к той переходной поре, когда древние мифы еще сохраняли
  свою силу, но уже появилась и новая идея, выразителями которой были
  люди,  обладатели  коней,  всадники,  т.  е.  происходило  то,  что
  наблюдается  и  в  эволюции  пермских   сульде,   --   переход   от
  космологических изображений с небесными лосихами к изображению людей
  и коней земного яруса 104.
 ---------------------------------
      104 Попутно следует  высказать  соображение  о  разной  степени
  сохранности  архаических  элементов  на   функционально   различных
  предметах с вышпнкой. Из сопоставления их выявляется, что наибольшее
  число архаичных черт встречается не на полотенцах, а на подзорах для
  кроватей. Это может быть объяснено тем, что вышитые полотенца очень
  часто украшали божницы и находились п непосредственном соседстве  с
  иконами,  что  должно  было  в  известной  мере  предостерегать  от
  языческих излишеств, от  чрезмерной  мифологической  откровенности.
  Подзоры же постелей, связанные с интимной (н пронизанной магическими
  заклятиями) стороной быта, размещенные не в  ясно  видимом  красном
  углу, а где-то внизу, на уровне пола, могли  в  условиях  двоеверия
  удержать большее количество черт древнего мировоззрения.  Олонецкая
  вышивка Городцова с небесными лосями выполнена на подзоре.

      Из той же Олонецкой  губ.  происходит  еще  одна  вышивка  (уже
  упомянутая  выше),  выполненная  тоже  на  подзоре  105.  Одним  из
  элементов  орнаментального  раппорта  здесь  является   космическое
  женское божество, окруженное светилами  и  звездами  и  обрамленное
  какой-то конструкцией, очевидно изображающей небесный свод. Женская
  фигура огромна (во весь подзор), идолообразна, безлика, но  тем  не
  менее голова ее украшена рогами. У ног Небесной  Хозяйки  находятся
  (как бы подъезжают к ней) два всадника, фигурки которых несоразмерно
  малы по сравнению с богиней. Под ногами коней -- земля с маленькими
  растениями и вертикальными волнистыми струйками, проникающими в  ее
  толщу. Не следует забывать, что  вышивки  делались  в  крестьянской
  земледельческой среде, и в силу этого  аграрно-магические  элементы
  здесь вполне уместны. Однако первенствуют  на  этом  подзоре  более
  ранние, доземледельческие  представления  о  полуженщине-полуолене,
  хотя к ним уже  добавились  всадники,  связанные  с  более  поздней
  стадией мировоззрения 106.
 ---------------------------------
      105 L'art rustique en Russie, N 81.
      106 Центральноевропейские материалы дают нам  некоторые  данные
  для датировки этой переходной стадии применительно к более развитым
  районам, чем олонецко-архангельский  Север.  Знаменитая  "солнечная
  колесница"  из  Юденбурга  (гальштатская  эпоха)   содержит   сцену
  жертвоприношения священных оленей: в центре стоит огромная  женская
  фигура, поддерживающая над головой плоскую чашу  (может  быть,  для
  огня, символизирующего солнце?). У ног богини, по сторонам ее -- два

  вооруженных всадника. Эта  часть  сложной  скульптурной  композиции
  почти полностью совпадает с нашими вышивками, но на переднем  плане
  юденбургской колесницы есть существенное дополнение: олень, которого
  двое мужчин держат за ветвистые рога, а  третий  мужчина,  очевидно
  главный жрец, заносит топор над головой обреченного в жертву оленя.
  Слугами  богини  уже  показаны  всадники-воины,  но  в  жертву   ей
  приносится  еще  архаичный  олень.  Конечно,  смена   представлений
  происходила, вероятно, медленно и разновременно в разных  областях,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-