|
а всегда косо, раскинутыми попарно в стороны, как и должны быть
оленьи рога. См. оленьи рога "елочкой": Калужская народная вышивка
рис. 9, и указанные работы В. А. Городцова и Г. С. Масловой.
Отдельные пары рогов-елочек в сочетании с женской фигурой см.:
Богуславская И. Я. Русская вышивка. Л., 1971, рис. 11; Фалеева В. А.
Женский персонаж в русской народной вышивке. -- В кн.: Фольклор и
этнография русского Севера. Л., 1973, с. 119 -- 132.
Рогатые женские фигуры в вышивке встречаются довольно часто,
как в сочетании с оленями, так и без них. Следует отметить, что
вышитые изображения женщин с рогами на голове находят соответствие
в реальных русских головных уборах. Так, например, в бывшей
Калужской губ. еще на рубеже XIX и XX вв. молодые крестьянки носили
кички с двумя огромными (до 70 -- 80 см) рогами, скрученными из
холста. Священники не пускали невест в церковь в таких языческих
ритуальных уборах 100.
---------------------------------
100 Материалы по этнографии России. М., 1911. Вып. VI.
Широкое географическое распространение вышивок с олене-лосями
и рогатыми полуженщинами-полуваженками заставляет нас рассмотреть их
в одном ряду с разобранными выше мифами охотничьих племен и
средневековыми сульде, в которых хорошо отразились весьма архаичные
представления об оленеобразных рогатых хозяйках Вселенной или
безрогих лосихах вроде Хэглэн и ее дочери. Дело здесь не во внешней
аналогии, не в случайном совпадении сюжетов. Полнее всего и
сознательнее, чем в других местах, небесные олени представлены в
вышивке финно-угорских народов или там, где нам хорошо известен
финно-угорский субстрат. Орнаментика тверских карел, так детально
изученная Г. С. Масловой, показывает, что композиции с двумя оленями
и рогатой женщиной помещались в "небесном ярусе" женского наряда --
на самом верху головного убора сороки. Именно очелья сорок дали нам
наибольшее количество примеров разных вариантов композиции с
оленями.
Это означает, что древнее представление о небесных оленях
дожило в карельской традиции вплоть до XIX в. Традиция эта была,
вероятно, уже бессознательной, не подкрепленной знанием
соответственных мифов, но достаточно прочной, для того чтобы
сохранить не только отдельные элементы архаики, но и всю систему
представлений.
Однако не нужно думать, что изображения небесных оленей и
рогатых владычиц присущи только финно-угорскому населению Севера;
они достаточно широко представлены и у русского крестьянства, как в
тех северных районах, где финно-угры являются давним субстратом, так
и в чисто русских районах вроде Калужской обл., где вышивки с
оленями сочетаются с рогатыми головными уборами женщин. Охотничья
идеология мезолита или неолита сохранялась не в силу каких-либо
этнических особенностей, а была признаком стадиальным и в меру этой
стадиальности полнее проявлялась в материалах XIX в. у
самодийско-угорских племен, сохранялась у финно-угров и русских
северо-востока Европы и фрагментарно уцелела в консервативном быту
карпатских горцев (гуцулов).
Приведенные выше этнографические записи севернорусского
происхождения дают нам интересную картину отмирания культа оленей,
повсеместного прекращения где-то в середине XIX в. языческих
жертвоприношений, когда в православный церковный праздник в жертву
приносились олени. Необычайный интерес представляет то, что народная
крестьянская вышивка сохранила не только следы самого культа
священных небесных оленей, но и процесс отмирания этого культа.
Композиции с конями и всадниками вытеснили, заслонили собой
композиции с оленями, но следы древнего культа остались: на одной
карельской вышивке по сторонам женской фигуры изображены два коня,
а на спинах у них показаны ветвистые оленьи рога 101. Подобная
замена оленей конями с сохранением оленьих атрибутов известна уже в
древности: в знаменитых Пазырыкских курганах на коней, везших
погребальную колесницу, были надеты оленьи и лосиные маски с
большими золотыми рогами. Кони должны были изображать священных
оленей 102. Иногда контаминация старого и нового наблюдается в
другой форме; любопытен опубликованный В. А. Городцовым подзор из
бывш. Олонецкой губ. 103
---------------------------------
101 Жуковская В. И. Вышивка тверских карел. -- В кн.: Из
культурного наследия народов России. Л., 1972, с. 187, рис. 3.
102 Мещанинов И. И. О применении лингвистического материала
при исследовании вещественных памятников. -- Сообщ. ГА11МК, 1932, №
1/2, с. 6 -- 12.
103 Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы...,
рис.3. Хранится в ГИМе, № 42345. Рисунок Городцова неточен.
|
|