Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
      Вышитые композиции с оленями-лосями долго не  попадали  в  поле
  зрения исследователей; их заслонили собой наиболее распространенные
  композиции с двумя всадниками и женской фигурой в  центре,  ставшие
  как бы стандартом при изучении  русской  сюжетной  вышивки.  Однако
  музейные коллекции хранят значительное количество тканей и  вышивок
  с оленями или лосями из разных мест (бывш.  губернии  Новгородская,
  Вологодская,  Олонецкая,  Тверская,  Петербургская,  Архангельская,
  Калужская, Полтавская). В их географическом распределении ощущается
  тяготение к Северу с его финно-угорским субстратом, хотя встречаются
  они и в чисто русских областях.
      Рентгеновский анализ икон XVI в. позволил  И.  Я.  Богуславской
  выявить орнамент полотняных вышитых скатертей, использованных в свое
  время иконописцами в качестве "паволоки" -- ткани, наклеивавшейся на
  икону  для  подгрунтовки.  Скатерти  XVI  в.  из  района  Белоозера

  оказались расшитыми оленями, лосями, птицами, деревьями и  женскими
  фигурами 93. Скатерти украшены сплошным ковровым узором, покрывающим
  все  пространство.  Такое  изобилие  оленей  (143  изображения   на
  уцелевшей части) заставляет вспомнить записи этнографов,  сделанные
  в этих же белоозерских местах, о давних  жертвоприношениях  оленей,
  приуроченных календарно к христианским праздникам, а топографически
  -- к сельским часовням  и  храмам.  Не  лишено  вероятия,  что  для
  подгрунтовки икон были использованы церковные  скатерти,  связанные
  с древними полуязыческими пирами-братчинами, на  которых  поедалось
  мясо жертвенных оленей (см. выше).
 ---------------------------------
      93 Богуславская  И.  Я.  О  двух  произведениях  средневекового
  народного шитья. -- В кн.: Русское народное искусство  Севера.  Л.,
  1968, с. 91 -- 106, рис. на с. 92, 95 и 97.

      Вышивки XIX в. дают нам несколько типов композиций  с  оленями.
  Простейшим   и   наименее   интересным   видом   вышивок   является
  общеевропейская композиция: два оленя по сторонам "древа жизни" 94.
  Значительно важнее для нас композиции с женской фигурой  в  центре.
  Одни варианты ее напоминают  классическую  трехчастную  композицию:
  богиню с предстоящими ей всадниками-"прибогами", но с тем отличием,
  что вместо  коней  вышиты  молодые  олени  с  небольшими  рогами  и
  коротеньким хвостиком, а вместо всадников -- две  женщины,  как  бы
  стоящие на оленях.  Точно  такая  же  композиция  встречается  и  у
  тверских карел 96. В карельском варианте в центре -- не одна, а три
  женских фигуры (средняя -- рогата). Рогатая женская фигура  посреди
  бегущих в одну сторону оленей известна из Новгородской  обл.  96  В
  тканых вологодских узорах  встречается  своеобразный  вариант:  два
  сильно стилизованных лося подходят к  центральной  крупной  женской
  фигуре, упирающейся головой в верхнюю кромку, а  по  сторонам  этой
  срединной композиции вытканы две женщины, стоящие на спинах каких-то
  огромных фантастических птиц 97.
      В  русском  и  финно-угорском  искусстве   Севера   встречается
  довольно устойчивый тин вышивки с  оленями,  украшающей  полотенца,
  рубахи и  очелья  головных  уборов  --  сорок.  Олени  или  лоси  с
  массивными рогами стоят по сторонам  своеобразной  женской  фигуры,
  голова  которой  украшена  огромными   раскинутыми   рогами,   руки
  распростерты  вверх,  а  нижняя  часть  тела  изображена   в   виде
  нагроможденных  друг  на  друга  изломов.  Эти  изломы,   возможно,
  стремились передать четвероногость оленьего естества, этой сложной,
  полуантропоморфной фигуры 98. Нередко ветвистые рога вышивались ниже
  головы, на уровне рук: вышивальщица как бы выдвигала  человеческое,
  женское естество на главное место, подчиняя ему естество оленье или
  лосиное 99 (см. рис. на с. 80, 81).
 ---------------------------------
      94  Кроме   Севера,   встречаются   в   Калужской,   Полтавской
  областях. См., например: Калужская народная вышивка. М., 1955, табл.
  9.
      95 Маслова Г.  С.  Народный  орнамент  верхневолжских  карелов,
  табл. LVII, рис. 4; табл. XLIII, рис. 1.
      96 Богуславская И. Я. Русская  народная  вышивка,  рис.  11.  К
  этой композиции придется вернуться в дальнейшем.
      97 Кожевникова Л. А. Особенности народного  узорного  ткачества
  некоторых районов Севера. --  В  кн.:  Русское  народное  искусство
  Севера. Л., 1968, с. 112 -- 113 (ткань из Великого Устюга);  Динцес
  Л. А. Изображение змееборца в русском народном шитье. -- СЭ,  1948,
  № 4, с. 45, рис. 10.
      98  Работнова  И.  П.  Финно-угорские  элементы   в   орнаменте
  севернорусских  вышивки  и  тканья.  --  В  кн.:  Русское  народное
  искусство Севера, с. 89, рис. 1 и 2.
      99 Маслова Г.  С.  Народный  орнамент...,  табл.  XV,  рис.  1;
  табл. XVII, рис. 1; табл. XVIII, рис. 2. В  русской  вышивке  очень
  част мотив "елочек", которые изображались  точь-в-точь  как  оленьи
  рога и вышивались не вертикально, как следовало бы ставить растения,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-