Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  мало. Иное  дело  полотенца.  Полотенце-убрус  является  ритуальным
  предметом: убрусами увешивали ветви священных деревьев, на полотенце
  подносили хлеб-соль, полотенцами  вместо  вожжей  сдерживали  коней
  свадебного поезда. Важно то,  что  полотенца-"набожники"  сохранили
  свое почетное место в  красном  углу  избы,  на  полочке  для  икон

  (божнице), и вышитые на полотенцах  языческие  богини  уживались  с
  христианскими святыми.
      Вероятно,  красный  угол  --   исконное   древнее   место   для
  языческих убрусов, а полотно играло в свое время роль иконной доски,
  и   на   него   наносились   священные    языческие    изображения,
  предшествовавшие иконам.  Поэтому  мы  должны  с  особым  вниманием
  относиться к вышивкам на полотенцах, на этих языческих иконостасах,
  полных глубокой архаики.
      Основной традиционной схемой древней ритуальной  вышивки  была,
  как  известно,  трехчастная  композиция:  женская  фигура  (богиня?
  жрица?) в центре и два всадника по сторонам ее.  Древние  мотивы  в
  вышивке, сохраненные лучше всего  на  Севере,  были  распространены
  очень широко. И. Я. Богуславская подчеркивает "общерусский характер
  древних мотивов народной вышивки", перечисляя те  губернии  России,
  где   они   изучены:   Архангельская,    Вологодская,    Олонецкая,
  Новгородская,  Псковская,  Петербургская,  Тверская,   Ярославская,
  Смоленская, Калужская, Тульская, Орловская, Воронежская, Тамбовская
  87.
 ---------------------------------
      87 Богуславская И. Я. О трансформации  орнаментальных  мотивов,
  связанных с древней мифологией, в русской народной  вышивке.  --  В
  кн.: Тезисы докладов VII Международного конгресса антропологических
  и этнографических наук. М., 1964, с. 8; см. также:  Фалеева  В.  А.
  Русская народная вышивка (древнейший тип). Л., 1949.


      После  замечательного  открытия  В.  А.  Городцовым   языческой
  семантики русских вышивок 88 многие исследователи пошли по его пути,
  но только спустя 40  лет  после  выхода  в  свет  статьи  Городцова
  появилась первая попытка систематического рассмотрения вышивок:  А.

  К. Амброз, прослеживая судьбы древнего символа плодородия -- "ромба
  с крючками" ("жабы"), дал также и схему  развития  сюжетов  русской
  языческой  вышивки  89.  Схема  такова:  с  появлением   земледелия
  возникает  "ромб  с  крючками"  как  идеограмма  плодородия;  затем
  появляется конь  в  сочетании  с  ромбом  и  богиня.  Средневековье
  добавило всадника; в XVIII -- XIX  вв.  появились,  сосуществуя  со
  всеми  предшествующими  композициями,  мужские  фигуры  и  какие-то
  крылатые существа. Олени не  нашли  места  в  схеме  Амброза,  хотя
  вышивки с оленями нам широко известны. Можно согласиться с автором,
  что его статья "не претендует  на  полный  анализ  русской  вышивки
  архаического типа" (с. 61).
 ---------------------------------
      88 Городцое В. А. Дако-сарматские религиозные элементы...
      89 Амброз А. К. О символике  русской  крестьянской  вышивки...,
  с. 74, рис. 8.

      В 1971 г. появилась статья Г. Г. Громова, Д.  В.  Деопик  и  В.
  И.  Плющева,  посвященная  анализу  отдельных   элементов   русской
  вышивки90. В качестве объекта исследования авторы взяли 241 образец
  вышивок из Архангельской  обл.  и  рассмотрели  отдельные  элементы
  композиций.  К  сожалению,  композиция  вышивок  как   целое,   как
  определенная совокупность элементов авторами не рассматривается.
 ---------------------------------
      90 Громов  Г.  Г.,  Деопик  Д.  В.,  Плющев  В.  И.  Применение
  методов  количественного  анализа  орнаментальных  образов  русской
  народной вышивки. -- Вестник МГУ, 1971, № 4. Выражаю  благодарность
  Г. Г. Громову, предоставившему в мое распоряжение  фотографии  всех
  вышивок (см. главу "Русские вышивки и мифология").

      Для  наших  целей  важно  то,   что   авторы   определяют   ряд
  изображений как относящиеся к "рогатым животным (лось или олень)" и
  отмечают "контаминацию образов" этих животных  с  образом  коня.  В
  итоговой части авторы указывают на "преобладание мотива  лося-оленя
  над мотивом коня" 91, что даже в таком абстрагированном  от  общего
  облика вышивок виде представляет значительный интерес. К такому  же
  выводу на основании исчерпывающего учета всех русских вышивок пришла
  Г. С.  Маслова,  лучший  знаток  "полотняного  фольклора"  русского
  Севера: "Основные мотивы животных в вышивке:  олень  (лось),  кони,
  барс..." 92.
 ---------------------------------
      91 Громов  Г.  Г.,  Деопик  Д.  В.,  Плющев  В.  И.  Применение
  методов количественного анализа..., с. 90 и 96. 92  Маслова  Г.  С.
  Орнамент русской народной вышивки. М., 1978, с. 70.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-