Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  всех сторон (по две сабли у каждого). Вероятно, это уже не  шаманы,
  а вожди и воины эпохи исчезающей первобытности.
      Композиция с двумя лосиными головами на самом  верху  бляшки  и
  с ящером внизу обрамляет не только сюжет полета шамана на небо. Она
  является общей для всех основных сюжетов шаманских изображений. Свод
  из двух лосиных морд женщин-лосих обрамляет и семейные группы людей
  среднего мира (№ 172, 175, 177, 178 и др.), и огромные личины солнца
  или Великой Матери Мира. В семейных группах  мы  наблюдаем  как  бы
  забвение первоначального  смысла:  женская,  человеческая  ипостась
  жено-лосих исчезает, человеческого туловища уже нет, и над  группой
  людей находятся  только  одни  лосиные  морды.  Типологически  это,
  несомненно, более поздние вещи 74.
 ---------------------------------
      74 По альбому А. А. Спицына, рис. 95, 125, 157 -- 161,  163  --
  165, 167 -- 170, 172, 173, 175 -- 182, 184 -- 187, 189 -- 204, 215.

      Заслуживают   внимания   попытки    древних    пермско-угорских
  художников передать идею Вселенной при посредстве  небесных  лосих.
  Есть три варианта схемы  Вселенной  с  небесными  лосихами.  Иногда
  изображается огромное округлое солнце с женской личиной, сверху его
  обрамляют морды двух небесных лосих, а  снизу  --  двуглавый  ящер,
  всегда отмечающий солнечный круговорот 75. Другим вариантом  (может
  быть, более ранним) следует считать бляшки типа № 111 (по Спицыну):
  Вселенная окружена мировой рекой, внизу -- двуглавый ящер, а над ним
  -- движущиеся с востока на запад жено-лосихи  и  солнечный  диск  в
  центре. Западная, правая, пасть ящера заглатывает голову  солнечной
  лосихи. Третьим вариантом  (Спицын.  №  268)  является  изображение
  гигантской птицы с солнечной личиной на тулове, с мордами двух лосих
  над солнцем и с маленьким ящером,  изображенным  на  фоне  птичьего
  хвоста. На бляшке № 279 есть и мировая река, и двуглавый  ящер,  но
  лосиных морд здесь по пять с  каждой  стороны.  Наиболее  поздними,
  вероятно, следует считать бляшки, на которых внутри  мировой  реки,
  окаймляющей Вселенную, изображены уже не лосихи, а  два  медведя  с
  медвежонком (№ 324).
 ---------------------------------
      75 Спицын А. А. Шаманские изображения, рис. 198.

      И. В. Поздеева любезно предоставила мне  фотографии  сульде  из
  Пермского музея, не вошедшие в альбом Спицына. Среди них есть такая
  же схема Вселенной: две лосихи, солнце, дв"углавый ящер.  Пользуюсь
  случаем принести И. В. Поздс-евой свою благодарность.

      РЕКИ  ВСЕЛЕННОЙ.  А.  Ф.   Анисимов   проследил   в   сибирском
  фольклоре интересные представления о космических реках. Иногда  это
  одна река, "которая протекает будто бы через все три мира Вселенной:
  вершиной -- в верхнем мире, срединой -- в среднем  мире,  а  устьем
  уходит в нижний  мир,  где  живут  умершие  сородичи"  76.  Нередко
  дуальная организация родового общества  порождала  представления  о
  двух космических реках, отдельно для каждой фратрии: "Реки эти текут
  параллельно и впадают рядом в одно море".
 ---------------------------------
      76 Анисимов А. Ф. Космологические представления..., с. 52.

      Шаманские   бляшки   и   в   этом   случае   являются   хорошей
  иллюстрацией сибирской космогонии:  на  множестве  блях  с  разными
  сюжетами показаны два вертикальных потока  или  две  струи,  идущие
  сверху вниз, от лосиных морд небосвода обязательно до самого ящера.
  Иногда струйчатый рисунок переходит на пасть, лапы  или  на  хребет
  ящера.
      Реки Вселенной  сопровождают  всегда  "путешествующего  шамана"
  (крылатого и бескрылого), семейные группы и композиции  с  личиной,
  являясь такой же обязательной  составной  частью,  как  и  свод  из
  лосиных морд 77. В некоторых случаях реки Вселенной изображаются  в
  виде двух длинных змей с мордами, находящимися выше солнца 78.
 ---------------------------------
      77 По альбому А. А. Спицына, рис. 113 -- 123, 125 --  136,  139
  -- 143, 146, 147, 149, 150, 153, 155, 158 -- 161, 163 -- 173, 175 --
  182, 184 -- 196, 199 -- 202. 78 Грибова  Л.  С.  Пермский  звериный
  стиль, табл. II, рис. 3.

      Композиции   с   двуглавым   ящером   имеют    не    раздельные
  вертикальные потоки двух рек Вселенной, а одну реку, обтекающую всю
  Вселенную кругом (№ 104, 105, 111). Примером может служить бляшка №
  105, где в центре -- неясное существо, похожее на шамана, а внизу --
  двуглавый ящер. Над ящером изображены одна за другой  пять  лосиных
  голов, которые, очевидно, обозначают бег  солнечного  лося  (лосихи
  Хэглэн) по небосводу.  Крайнюю  правую  лосиную  голову  у  границы
  среднего и нижнего мира заглатывает ящер своей  "западною"  пастью.
  Совершенно тот же сюжет мы видим и на упомянутой выше бляшке  №111.
  В  обоих  случаях  "река  Вселенной"  показана   круговой   линией,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-