|
149, 176). Опознаются медведи, куницы, соболи, бобры, водоплавающие
птицы.
ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ ШАМАН. Шаман, совершающий свой многотрудный
путь по дорогам Вселенной, опознается по установленному выше особому
головному убору, увенчанному изображением головы лосихи. Он, как и
простые люди, стоит на ящере, но следует сказать, что на композициях
с шаманом обычные люди никогда не изображались; шаман действует в
другом измерении. Нередко обозначен пол шамана. Костюм его не
прослеживается совершенно, что может объясняться особенностью
древнего покроя, восстановленного Н. Н. Гуриной для Оленьего
острова: меховая одежда из короткой куртки и штанов плотно прилегала
к телу, не создавая особого контура 71. Лицо шамана всегда обращено
вправо, как мы установили, -- к западу, что полностью соответствует
сибирскому мифу: шаман начинает свое путешествие с нижнего мира, с
тех подземных пространств, куда закатывается солнце. Путешествующий
по дорогам трех миров шаман нередко изображается крылатым (два крыла
или крыло и рука), что прямо связано с необходимостью для шамана
взлететь вместе с птицами от семи подземных озер к вершине мирового
древа (№ 113 -- 131) 72. Перед полетом шаман получил птичье имя
Хуотторие-Гагара; на бляшке № 127 рядом с однокрылым шаманом
помещена именно гагара, а вся бляха, вероятно, изображает полет
шамана: ящер изогнул туловище и задрал морду вверх; другие морды
(медвежьи?) тоже обращены вверх. Над головой шамана нет ничего; его
лосиный шлем занимает весь верх бляшки (см. рис. rbyds017.gif).
---------------------------------
71 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник, с. 193, рис. 107.
72 Анисимов А. Ф. Космологические представления..., с. 49.
НЕБЕСНЫЕ ЛОСИХИ. Наиболее важную для нас группу шаманских
бляшек составляют те, на которых, кроме шамана, изображены две
женщины-лосихи. Как мы помним, таймырский шаман завершил свой
сказочный путь в верхнем, небесном мире, где он увидел "двух нагих
женщин, подобных оленям", и где вместо очага сияло солнце. Эти
женщины-важенки рождали домашних "оленьцов" для людей и диких -- для
тундры. Они же наделили шамана сверхъестественной колдовской силой.
Посетив этих небесных владычиц мира, шаман вернулся к себе на землю,
в свой средний мир.
Возьмем в качестве примера бляшку № 170 по нумерации Спицына.
Над ящером, но не касаясь его ногами, стоят две человеческие
(женские) фигуры со своеобразным сочетанием лосиных морд с
человеческим лицом. Лосиные морды выполнены крупно, сочно, со всеми
характерными деталями; человеческие черты еле намечены. Головы лосих
обращены друг к другу, соприкасаются носами и образуют как бы свод
в верхней части бляшки. Под этим сводом между богинями-лосихами
находится небольшая фигурка шамана, у которого над головой
возвышается изображение лосиной морды на тонком стержне, точь-в-точь
как у шамана в Оленеостровском могильнике. Вся композиция является
в данном случае превосходной иллюстрацией заключительного этапа
путешествия шамана в небесный мир и его встречи с двумя владычицами
Вселенной, в данном случае выступающими не в оленьем, а в лосином
виде.
Особым направлением развития представлений о полете шамана к
небесным лосихам следует считать постепенное "очеловечивание"
сложной композиции, перенесение внимания на человека, одаренного
высшей колдовской силой, подаренной ему небесными лосихами. Исходной
формой можно считать бляшку № 117 (по Спицыну). Па ящере стоит
крылатый шаман в головном уборе "оленеостровского" типа с мордой
лосихи. Рядом с шаманом изображены головы двух жено-лосих.
Композиция из трех фигур с лосиными мордами известна и в более
раннее время (Кулайская культура). Следующим звеном будут мужские
личины с тремя лосиными мордами над теменем 73. На этих личинах,
иногда бородатых или усатых, лосиные морды сильно стилизуются и в
конце концов превращаются просто в три треугольных выступа над
головой.
---------------------------------
73 Розенфельдт Р. Л. Забытая коллекция бронзовых
антропоморфных изображений. -- СА, 1974, № 3, с. 190 -- 195, рис. 1
-- 5. Автор датирует их VШ в. н. э.
Последним звеном эволюции являются известные фигурки
воинственных мужчин, нацарапанные на сасанидской посуде VI -- VII
вв. Мужчины изображены во весь рост, с оружием в каждой руке и
обязательно с тремя треугольными выступами на темени. Сами по себе
эти треугольные язычки оставались непонятыми исследователями, но
если мы рассмотрим весь эволюционный ряд, начиная с наших небесных
лосих и прибывшего к ним шамана, то смысл "воинственных человечков"
будет ясен: это -- люди, наделенные силой свыше, силой, дарованной
небесными Хозяйками Мира, люди, вооруженные против всех врагов со
|
|