|
---------------------------------
68 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. -- МИА, 1953, №
39, с. 375; История искусства народов СССР. М., 1963, рис. 26.
69 Римантене Р. К. Художественные изделия стоянки Швянтойи 3.
-- В кн.: Памятники древнейшей истории Евразии. М., 1975, с. 139,
рис. 1.
Шаманское погребение онежского Оленьего острова (№ 56) не
оставляет сомнений в том, что сложный головной убор мезолитического
шамана был полностью идентичен тому, что А. А. Спицын называл
"шлемом сульде" на шаманских изображениях пермско-югорского
средневековья.
Установив полную реалистичность и глубокую древность
шаманского головного убора, увенчанного головой лосихи, мы должны
продолжить анализ пермских шаманских изображений и сделать то, чего
еще не делали исследователи этих бляшек, -- сопоставить изображенные
на них сюжеты с уже известным нам тунгусско-самодийским шаманским
фольклором, где описывается чудесное путешествие шамана по всем трем
мирам Вселенной. Сделав это, мы обнаружим, что пермско-югорские
средневековые бляхи являются прямой иллюстрацией фольклорных
сюжетов, уцелевших у соседних охотничье-оленеводческих племен за
Уралом.
НИЖНИЙ МИР. Шаман, путешествующий по всем ярусам Вселенной в
поисках колдовской силы, опускается в нижний мир с его реками и
болотами. В полном соответствии с этим на всех бляшках со сложной
композицией обязательно присутствует в нижней части четко
изображенный ящер 70. Владыка подземно-подводного мира -- ящер,
заглатывающий каждый вечер солнце и уводящий его в подземные
пространства, хорошо известен в фольклоре многих народов. На
пермских шаманских бляшках ящер представлен массивным животным с
приземистым телом на коротеньких когтистых или перепончатых лапах;
хвост невелик. На ранних бляшках на корпусе ящера иногда изображали
семь рыб, что должно было подчеркивать его водную сущность (находка
в Ныргынде № 108). Морда у ящера крупная, с острым волчьим ухом
(редко изображались оба уха) и длинной разинутой пастью с четко
обозначенной ноздрей. То обстоятельство, что ящер, как правило (68
случаев из 74), повернут головой вправо, позволяет нам определить
ориентировку всей композиции: развернутая пасть подземного чудовища
должна поглотить солнце, склонившееся к западу. Следовательно, ящер
стоит хвостом к востоку, а мордой к западу; тогда центральная часть)
композиции оказывается обращенной на полдень, на юг, как
ориентировались все старинные карты. Древний человек, очевидно,
ощущал лик Вселенной, обратясь сам лицом к югу, к полуденному солнцу
в зените, и тогда запад был у него по правую руку, восток -- по
левую, а север находился за спиной. "Того ради окааньнии полуденье
чтуть и кланяються на полъдень обратившеся", -- вспоминаем мы
примечание в "Слове об идолах".
---------------------------------
70 Спицын А. А. Шаманские изображения, рис. 94, 95, 102, 106
-- 108, 111, 113, 117, 118-121, 123, 124, 126, 127, 129, 130,
132-143, 149, 155, 156, 158 -- 161, 163, 165-170, 172-176, 178 --
197, 199, 202, 203.
Немногочисленные исключения из обычной позы ящера (мордой
вправо) подтверждают подобное космическое толкование. На бляхе № 158
из Кишерти ящер изображен двуглавым: одна голова обращена на восток,
другая -- на запад. Здесь над мордами двух лосих, обычно
обозначающих небосвод, помещены три головы ночных сов.
Следовательно, древний художник хотел обозначить, что действие
происходит ночью, когда ящер уже захватил вечернее солнце в пасть и
должен выпустить его утром на востоке. Второй раз двуглавый ящер
изображен в круговой композиции, где четверо сульде едут вправо,
посолонь и между ними помещен солярный знак (№ 111, тоже из
Кишерти). "Западная", правая, морда ящера как бы заглатывает голову
лосихи, связанной с верхним солнечным миром. Левая, "восточная",
морда чудовища показана с закрытой пастью -- ящер уже выпустил
солнце. Двуглавость ящера появляется тогда, когда нужно было
показать движение солнца или всю Вселенную (№ 105, 106). Показ
нижнего мира на шаманских бляшках ограничен ящером: смотрящим
вправо, если действие происходит днем, и двуглавым, если необходимо
затронуть тему ночи.
СРЕДНИЙ МИР. Средний мир, земля, представлен людьми, зверями
и птицами. Человечество символизируется парными изображениями мужчин
и женщин (№ 171, 173 -- 177) или целой семьи с ребенком (№ 172, 180
-- 185). Почти постоянно мужчины помещались слева, а женщины --
справа, ребенок -- в центре или в животе матери. Взрослые люди
всегда стоят на ящере.
Средний мир иногда бывает населен зверьем и птицами (№ 127,
|
|