|
однородные мифы о двух небесных владычицах мира, наполовину
женщинах, наполовину лосихах (или важенках), от которых зависит все
благополучие охотничьих племен -- приплод оленей. Рогатые важенки
указывают на северного оленя -- единственный вид, у которого самки
имеют рога. Архаизм этих мифов не подлежит сомнению: массовая охота
на северного оленя началась еще в палеолите, а в мезолите стала
особенно важной. Олени и лоси, важенки и лосихи в подобных мифах
взаимозаменимы, что позволяет объединять в общий комплекс легенды о
небесных олене-лосях.
Ознакомившись с этими интересными реликтами древних
представлений о небесных владычицах и прародительницах, возвратимся
к пермским шаманским бляшкам, область распространения которых
примыкает с юго-запада к очерченной выше самоедско-тунгусской
области бытования фольклора о двух лосихах. Ни А. А. Спицын, ни А.
В. Шмидт, ни В. В. Чарнолуский, рассматривая отдельные сюжеты на
бляшках, не обратили внимания на всю композиционную схему в целом.
А между тем общая схема шаманских бляшек, будучи сопоставлена с
сибирско-уральским фольклором, представляет совершенно
исключительный интерес.
Самыми распространенными сюжетами пермско-печорских шаманских
"образков" (кроме птиц, изученных А. В. Шмидтом) являются ящер,
мужская фигура в головном уборе в виде морды лосихи и две женские
фигуры с копытцами, с головами лосих, расположенные по боковым
сторонам бляшек таким образом, что морды лосих создают наверху
замыкающий полукруг, образуя вместе с ящером как бы рамку всех
центральных изображений.
Вспомним того таймырского шамана, который для получения всей
своей колдовской силы должен был пройти "дороги всех миров
Вселенной": он спускался с земли в нижний мир, бродил по берегу
подземного моря, а затем полетел вместе с водоплавающими птицами в
небо, к вершине мирового древа жизни. Древа жизни па пермских
бляшках нет, но зато самым распространенным сюжетным элементом их
являются те полуженщины-полулосихи, которых этот шаман нашел после
своего взлета в верхний мир рядом с солнцем. Их композиционное место
на самом верху бляшек подтверждает, что средневековые пермские
художники знали подобные мифы и изображали их в своем ритуальном
искусстве.
Шаманский головной убор, украшенный изображением морды
лосихи, может быть определен по археологическим данным. Во многих
изданиях широко публикуется вырезанная из рога голова лосихи из
Оленеостровского могильника V тысячелетия до н. э.65 Но публикации
этого художественного изделия оторвались от обстоятельств находки и
поэтому не получили никакого истолкования. Рассмотрим весь
археологический комплекс. Мезолитический могильник расположен на
Онежском озере, на острове, который до сих пор носит название
Оленьего 66. В центре могильника находилось необычное захоронение (в
глубокой яме) мужчины и двух женщин по бокам. Н. Н. Турина
справедливо рассматривает это погребение как могилу шамана, "стража
воры" (погребения №55,56,57); к шаманским же отнесено и захоронение
мужчины с женщиной (№ 152 и 153) 67. Исследовательница предполагает,
что женщины могли быть погребены с шаманами в результате
насильственной смерти.
---------------------------------
65 См., например: История искусства народов СССР. Искусство
первобытного общества н древнейших государств на территории СССР.
М., 1971, т. I, с. 65, рис. 68. Автор этого раздела, Н. Н. Турина,
ошибочно считает, что здесь изображен лось-самец: отсутствие рогов
при тщательно выделанной гриве не может быть объяснено неумением
скульптора. Резчиком было задумано и великолепно выполнено
изображение взрослой гривастой лосихи. Н. Н. Турина датирует
могильник неолитическим временем -- IV -- III тысячелетиями до н. э.
А. Я. Брюсов относит Оленеостровский могильник к мезолиту, датируя
его V тысячелетием до н. э. (СА. 1968, № 4).
66 Турина II. Н. Оленеостровский могильник. -- МИА, 1956, №
47. Общий план -- на рис. 9; погребения № 55, 56, 57 -- рис. 27;
погребения № 152, 153 -- рис. 76; стержни с мордами лосих -- рис.
ИЗ, 114, 129, 130.
67 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник, с. 202, 204.
Для нас важно то, что огромные стержни с головой лосихи
(неправильно называемые "рукоятями") найдены именно в этих шаманских
могилах у мужских захоронений. В обоих случаях стержни найдены в
области головы, и по их расположению можно определить, что лосиные
морды увенчивали головные уборы шаманов, возвышаясь над ними
(погребение № 56). Подобные стержни с головами лосих известны и в
других местах: Олений остров в Ледовитом океане (Баренцево море) и
Шигирский торфяник на Урале 68. Близкой аналогией являются стержни
с головами лосих из Прибалтики: два таких предмета найдены недалеко
от древнего деревянного идола на стоянке Швянтойи близ Паланги 69.
|
|