|
свод небесный", заставляет нас искать объяснение такому необычному
размещению животных. Прямых свидетельств в украинском или вообще в
славянском фольклоре нет, хотя различных легенд и преданий об оленях
(особенно в горных районах) довольно много.
Однако можно указать еще на одну загадку, связанную с
небесными оленями, которая явится для нас как бы вторым уравнением
с тем же неизвестным, а следовательно, приблизит нас к решению.
Важнейшее созвездие нашего северного полушария -- Большая
Медведица -- на русском Севере называлось "Лосем", "Сохатым". В XV
в. Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: "Лось стоит головой
на восток". У поляков Полярная звезда называется "Лосиной звездой"
(Gwiazda Losiowa). У эвенков созвездие Большой Медведицы (Ursus
Major) наывается "Лосихой Хэглэн", а Малой Медведицы (Ursus Minor)
-- "Теленком Хэглэн".
Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ
лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом; в
космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в
сказаниях о небесной охоте 40. Поэтому нас не должна удивлять
прослеживаемая на славянском материале замегта двух звездных лосей
двумя звездными медведицами. То особое внимание, которое в фольклоре
и народных знаниях уделялось этим созвездиям, вполне объяснимо
астрономической важностью их. Полярная звезда -- ось звездного неба,
единственная неподвижная звезда нашего полушария, по которой всегда
можно определить направление на север.
---------------------------------
40 Анисимов А. Ф. Космологические представления народов
Севера. М.; Л., 1959, с. 11-15.
Недаром одним из позднейших названий северного созвездия
является слово "Стожары". Стожар -- центральный столб стога,
воткнутая в землю жердь, вокруг которой кругами напивается сено. Вот
такой срединной точкой круговорота звезд и являлась альфа Малой
Медведицы.
Предположительно мы можем реконструировать древнее славянское
наименование двух важнейших созвездий как "Лось" (может быть,
"Лосиха"?) и "Лосенок, что частично помогло бы осмыслению двух
небесных оленей (или лосей?), изображаемых на пасхальных писанках,
но не объяснило бы нам причин возникновения такого образа.
Обращение к русскому фольклору не восполняет пробела. А. Н.
Афанасьев, описывая пережитки языческих жертвоприношений на русском
Севере, упоминает об олене как о древнем жертвенном животном: "У
верховьев реки Ваги существует такой обычай: в первое воскресенье
после петрова дня (петров день -- 29 июня) убивают перед обеднею
быка, купленного на общий счет целою волостью, варят мясо в больших
котлах и по окончании обедни съедают сообща миром; в этой трапезе
принимает участие и священник". Предание уверяет, что в старое время
в этот день выбегал из леса олень и что именно это животное было
убиваемо на праздничный пир; но однажды крестьяне, не дождавшись
оленя, заменили его быком, и с той поры олень уже не показывался.
Предание это в Вологодской губ. приурочивается к ильину дню:
"прежде, говорят, на ильин день появлялись две лани; одна была
закалаема, а другая исчезала; теперь же они более не показываются за
великие неправды народа.
Во многих деревнях 20 июля устраиваются общинные обеды в
складчину, и для этого убивают быка или теленка. В Пермской губ. на
пир собирается вся волость. Так чествуют поселяне начало жатвы" 41.
---------------------------------
41 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян... М., 1868,
т. II, с. 255, 256.
Предание о двух ланях существовало и в Новгородской губ.: "В
старое время 8 сентября прибегали на погост Комоневского прихода две
лани; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того,
как поп Ванька заколол обеих, лани уже не появлялись. Усердные
богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота" 42.
---------------------------------
42 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян..., т. II, с.
256, со ссылкой на Новгородский сборник 1865 г.
Г. Г. Шаповалова пополнила сообщения Афанасьева 43. В
Новгородской губ. до 1895 г. на первое воскресенье после петрова дня
(29 июня) устраивалась у церкви "мольба", или "жертва", где
убивалось до 30 голов скота. Задние части отдавали церковному причту
(вспомним "череву работних попов", получавших долю рожаничной
трапезы), а все остальное жертвенное мясо складывалось на столы у
церкви и после освящения и песнопений поедалось. Местные крестьяне
были уверены, что раньше для этого жертвоприношения приходили олени:
"В старое время приходили к нашей церкви два оленя и было сказано,
что брать для убоя только одного, а другого отпускать на волю. Вот
|
|