Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине).
      Подтверждением расшифровки перекрещенного  ромба  или  квадрата
  как знака поля может являться древний китайский иероглиф "тянь"  --
  "поле". Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет  назад
  от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили.
      Ретроспективный анализ установил, что глубина  народной  памяти
  достигает того важного периода в истории человечества,  когда  были
  освоены  формы  производящего  хозяйства,  и   в   первую   очередь
  земледелия. Другими словами, орнамент привел  нас  к  началу  эпохи
  "рожаниц".
      Продолжим поиск, так как  земледельческой  эпохе  предшествовал
  измеряемый сотнями тысячелетий период охотничьего хозяйства со своей
  особой идеологией, и для нас очень важно выяснить,  сохранилось  ли
  что-либо из той отдаленной эпохи в современном нам  этнографическом
  материале.
      Исходной  точкой  для  нас  послужит   вторая   этнографическая
  загадка  --  сюжет  росписи  пасхальных  яиц-писанок  из  далекого,
  архаичного уголка гуцульских Карпат.
      Во  Львовском   этнографическом   музее   хранится   прекрасная
  коллекция украинских писанок, насчитывающая 11 000 экз. При изучении
  этой  коллекции  в  1967  г.  я  обратил  внимание  на  писанки   с
  изображениями двух оленей. По срединной, самой широкой части  яйца,
  так сказать по "экватору" писанки, идет круговой  узор  из  ромбов,
  выше помещен пояс спирального узора, а наверху, на куполе  яйца,  в
  обрамлении из 12 треугольников  нарисованы  два  оленя,  окруженные
  светлыми кружками. И. В.  Гургула  опубликовала  писанку  несколько
  другого типа: на ней нет зональных членений, а  только  два  оленя,
  окруженные  спиральным  узором;  между  оленями  --   стилизованное
  растение 36 (см. рис. на стр. 52).
 ---------------------------------
      38 Гургула И. В. Народне мистецтво захiдних  областей  України.
  Київ, 1966. (Вклейка на с. 64.)

      Символика пасхальных писанок связана  с  магией  плодородия  во
  всех ее аспектах. Прежде всего само  яйцо  является  олицетворением
  начинающейся  жизни;  растительные  узоры   и   символы   аграрного
  плодородия, как правило, покрывают писанки;  приуроченность  обычая
  (или обряда) катания яиц к весеннему циклу праздников тоже  говорит
  об аграрной магии. Поэтому все  сюжеты  и  композиции  на  писанках
  требуют внимательного отношения к ним и тщательной  расшифровки.  В
  данном случае перед нами не отдельные символы, а сложная  целостная
  композиция: в нижнем поясе -- знаки земли, над  землей  --  спираль
  восходящего и заходящего солнца (подробнее см. следующую главу),  а
  над всем этим, как бы в вершине небосвода, среди светлых  звезд  --
  два небесных оленя. 37.
 ---------------------------------
      37  Анализ  композиции  с  двумя  небесными  оленями  привел  к
  такому широкому комплексу архаичных космогонических  представлений,
  что послужил основой специального  доклада,  прочитанного  мною  на
  Ученом совете Ин-та археологии АН СССР 4 июня 1968 г.

      Представления о яйце как о  микрокосме,  в  котором  отразилась
  Вселенная, восходят  к  глубокой  древности:  индоиранские  легенды
  говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано  предание
  о том, что мир создан из яйца,  положенного  Фениксом  в  святилище
  Гелиоса38.
 ---------------------------------
      38 Афанасьев А. Н. Поэтические  воззрения  славян  на  природу.
  М., 1865, т. I, с. 535. Афанасьевым приведено много русских обычаев
  и поверий, связанных с красными и желтыми яйцами. Все они входят  в
  систему магии плодородия (см. с.  536  --  538).  Весенние  игры  с
  крашеными яйцами совершенно не связаны с христианством, так как они
  зафиксированы у  иранцев-мусульман  (Афанасьев  А.  Н.  Поэтические
  воззрения славян..., с. 537, примеч. 1).

      Наиболее интересным для нашего  сюжета  является  свидетельство
  "Калевалы": дева неба, она же и "мать воды", Илматар-Каве, приютила
  "бога всевышнего" Унко, слетевшего к ней в облике утки. Утка снесла
  яйца, из которых создалась Вселенная:

                    Из яйца, из нижней части,
                    Вышла мать-земля сырая;
                    Из яйца, из верхней части,
                    Стал высокий свод небесный...39.

 ---------------------------------
      39 Калевала. М.; Л., 1933, с. 5, 6.


      Изображение оленей в "верхней части", там,  где  "стал  высокий
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-