|
Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов
и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция
превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой
знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе VII
в.29
---------------------------------
29 Histoire generate de l'art. Paris, 1950, p. 194;
БлаватскийВ. Д. История античной расписной керамики. М., 1953, с.
64, 86, 97.
В эллинистическое время ромбо-точечная композиция встречена
на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов
30. В последнем случае крупный ромб, разделенный на четыре части и
снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость
алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса. Встречаем
мы этот сюжет и у скифов Причерноморья. На городище Золотая Балка на
правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден
небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на
четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три
концентрических круга, что в целом дает типичную ромбо-точечную
схему 31.
---------------------------------
30 Васиh Милоjе. Кличевачка некропола. -- Старинар. Новая
серия, Белград, 1955, т. III -- IV, с. 6, рис. 5 и 6.
31 Вязьмiтiна М. Г. Золота Балка. Кшв, 1962, с. 209, рис. 86.
Поселение датируется II в. до н. э. -- II в. н. э. Найдем мы эту
схему и в бронзовом веке, например на сосудах вучедольской культуры
в Словении. См.: Корошец Паола. Подела славонске културе. Нови Сад,
1959, с. 14, рис. 14; с. 15, рис. 10 и 15. Ромбы с точками здесь
нередко соседствуют с идеограммами небесной воды и дождя.
Даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем,
можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем
бытовании нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии
плодородия: свадебная одежда, плоды земли, половая сила.
Двигаясь в своем ретроспективном пути еще далее, в более
ранние эпохи, мы достигаем земледельцев энеолита и неолита.
Ромбо-точечную композицию, как в ее полной классической форме, так
и в сокращенном варианте (только ромбы или один ромб с точкой), мы
находим в Триполье. В 1965 г. мне пришлось писать по поводу
известных трипольских женских глиняных фигурок следующее: "Обилие
женских статуэток давно уже получило истолкование как проявление
культа божеств плодородия. Особый интерес представляют изученные С.
Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины,
относящиеся к раннему этапу трипольской культуры. Прежде чем лепить
фигурку божества плодородия, глину замешивали на зернах (и муке?),
выражая тем самым всю суть своих пожеланий. С. Н. Бибиков очень
остроумно приурочил изготовление таких фигурок к новогоднему циклу
заклинательных земледельческих обрядов" 32. Идея зерна, семени как
начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и
позднего периодов.
---------------------------------
32 Бибиков С. Н. Культовые женские изображения
раннеземледельческих племен юго-восточной Европы. -- СА, 1951, XV,
с. 135.
Женские фигурки, как правило, изображают не дебелых матрон,
знакомых нам по скульптуре палеолита, а стройных дев с едва
обозначенной грудью, но нередко с признаками начинающейся
беременности.
Это -- та же идея семени, новой зарождающейся жизни, но
выраженная в иной форме.
На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то
небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение
растения (колоса?). Иногда живот женщины прикрыт магическим рисункем
из четырех квадратов, с точками в каждом из них (символ поля с
семенами?). Иногда две змеи охраняют живот молодой матери (см. рис.
на с. 51).
Невольно возникает ассоциация с христианским божеством
плодородия -- богородицей, девой-матерью, изображаемой нередко так,
что на ее животе показан не родившийся еще ребенок Иисус Христос. Мы
знаем, что в древней Руси культ богородицы слился с местным культом
рожа-ниц -- древних божеств плодородия, рождения "обилия".
Трипольские статуэтки юных матерей были, по всей вероятности,
одними из ранних предшественниц христианской богородицы,
выразительницами идеи бессменного круговорота жизни, идеи рождающей
силы зерна. Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена
с магией человеческого плодородия 33.
---------------------------------
|
|