|
являлись свадебным подарком жениха невесте. Ромбо-точечный знак на
прялке символизировал землю, пашню, расположенную между полдневным
и "ночным", подземным солнцем 25 (см. рис. rbyds010.gif).
---------------------------------
25 Тарановская Н.В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970,
табл. 51; Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства.
-- Декоративное искусство, 1975, № 1 и 3.
Этнография дает нам путеводную нить и понуждает отправиться
на поиски более ранних изображений ромбов или квадратов с четырьмя
точками. При этом нам необходимо не только найти аналогии в
древности, но и проверить предположение о ритуальном, магическом
характере. Углубляясь в века, мы встретим интересующую нас
композицию в средневековой церковной живописи на тех убрусах,
которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой
росписи, непосредственно над полом. Иногда эта композиция
встречается на изображениях скатертей (тайная вечеря, трапеза
Авраама). Часто ромбо-точечиые композиции рисовались вперемежку с
разными растительными символами. Ритуальный характер узора в данном
случае обусловлен местом его применения. Значительный пласт
археологических находок с ромбо-точечной композицией относится к
домонгольской Руси. Здесь мы найдем и ткани из курганных погребений
близ Чернигова и Смоленска со сплошным узором из ромбов с точками,
и различные ювелирные изделия26.
---------------------------------
26 Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура. -- В кн.:
История культуры древней Руси. М., 1951, т. II, с. 405, рис. 195.
Интересна крестовидная дробница XII -- XIII вв. с
перегородчатой эмалью: в центре ее изображены четыре квадратика с
точками, а на лопастях креста -- четыре символических значка первого
ростка прорастающего семени. Сочетание квадратно-точечного знака с
идеограммами первых ростков должно войти в общую сумму тех
признаков, которые помогут нам расшифровать содержание загадочной
композиции.
Не менее интересны два одинаковых серебряных двустворчатых
массивных браслета XII в., найденных в 1923 г. замурованными в стену
Спасского собора в Чернигове27. Богатая и многообразная орнаментация
браслетов подчинена идее семьи и благоденствия. Центральный медальон
на каждой створке украшен знаком огня -- триквестром; концы створок
оформлены в виде голов львов и львиц таким образом, что в замкнутом
положении соприкасаются друг с другом лев и львица. В этом можно
видеть выражение мужского и женского начала, а в огне-триквестре --
символ домашнего очага. По сторонам знака огня на одной створке
находятся изображения древа жизни и четырех ростков, а на другой --
солярный знак и ромбо-точечная композиция. В промежутках между
медальонами в овалах изображены колосья.
---------------------------------
27 Рыбаков В. А. Прикладное искусство и скульптура, с. 428
-429, рис. 211 -- 2; Он же. Древности Чернигова. -- МИА, 1949, № 11,
с. 56, рис. 24.
Есть все основания предполагать, что необычный браслет связан
со свадебной обрядностью (может быть, свадебный подарок невесте?).
Композиционно древо жизни связано здесь с солнцем, а ромб с четырьмя
точками (как и на эмалевой дробнице) -- с четырьмя ростками.
Аграрная магия сплетается здесь со свадебной.
Взаимозаменяемость идеограммы первого ростка и точки в
квадрате может быть хорошо прослежена по изображениям Бориса и Глеба
на женских украшениях XII -- начала XIII в. Общеизвестна связь
культа Бориса "Хлебника" с аграрным культом: весенний праздник
Бориса и Глеба, установленный 2 мая 1072 г., был праздником первых
всходов яровых хлебов.
На эмалевых и черневых изображениях Бориса и Глеба XII --
XIII вв. мы видим то "крины" -- символы первых всходов, первых
ростков, то сетку из небольших квадратов с точкой внутри каждого. Не
было ли это символическим изображением поля с семенами? 28
---------------------------------
28 Рыбаков Б. А. Славянский весенний праздник. -- В кн.:
Новое в археологии. М., 1965, с. 254, рис. 1.
Совпадений этнографического материала с археологическими
данными XI -- XIII вв. очень много, и они нас уже не удивляют, так
как на ряде примеров, приводимых в "Слове об идолах", мы убедились
в прямой связи традиций на этом восьмисотлетнем отрезке времени. Для
проверки истинной глубины памяти нам необходимо двинуться еще далее,
в века, значительно отдаленные от Киевской Руси.
В античное время мы встречаем ромбо-точечную композицию на
греческих сосудах разных эпох, начиная от геометрического стиля.
|
|