|
композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол
ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь
углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из
таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря
чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора --
фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками (см. рис.
rbyds009.gif).
По материалам Брянской обл. (села Вщиж, Токареве. Дядьковичи,
Спинка, Овстуг и др.) удалось проследить, что ромбо-точечная
композиция вышивалась только на свадебной паневе, которую невеста
готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. На
детских или "старушецких" паневах, отличающихся бедностью
орнаментации, ромбо-точечная композиция никогда не вышивалась. По
отношению к женским рубахам мы видим точно такое же возрастное
ограничение: крупные ромбо-точечные узоры украшали предплечья только
на рубахах молодых женщин и не встречались ни на детских, ни на
старушечьих 22 (см. рис. rbyds008.gif).
---------------------------------
22 Материалы собраны мною и сотрудниками археологической
экспедиции во Вщиже в 1940, 1948, 1949 гг. Коллекции поступили в
Музей народного искусства.
Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с
бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него
особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим
содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что
идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах:
во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых,
как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба,
обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена
земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В
этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только
внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и
стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях
счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей,
обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый
комплекс, который выражался в древней Руси понятием "рожаницы" --
покровительницы как рождаемости, так и урожайности.
Большой интерес представляет запись этнографа В. В. Богданова
о том, как применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в.
При постройке новой избы (что являлось естественным продолжением
образования новой семьи) глава семьи должен был освятить участок
земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он
чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот
квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре малых
квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся "на все четыре
стороны" и приносил с четырех полей по большому камню. Камни
укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на
земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной 23.
Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной
композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде.
---------------------------------
23 Сведения письменно сообщены мне покойным В. В. Богдановым.
Географическое распространение ромбо-точечной композиции в
украшении женских одежд, поясов и головных уборов очень широко. Мы
видим ее па всем русском Севере (Архангельск, Вологда), у западных
и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), у украинцев (Киев,
Чернигов, Карпаты), у белорусов, а за пределами восточнославянских
земель -- у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев
и у западных славян 24.
---------------------------------
24 Русское декоративное искусство. М., 1965, т. III, рис.
199, 204, 205, 214; Українське народне декоративне мистецтво. Київ,
1956, табл. XXXIV, LXX, LXXII, LXXIII; Рязанская народная вышивка.
Л., 1959, табл. 9, рис. 2; табл. 13, рис. 2; Kurrik Helmi. Eesti
rahvaroivad. Tartu, 1938, табл. IV, XVI, XVII, XIX; Белицер В. Н.
Очерки по этнографии народов Коми. М., 1958, рис. 142; Она же.
Народная одежда удмуртов. М., 1951, рис. 60; Маслова Г. С. Народный
орнамент верхневолжских карелов. М., 1951, табл. XXX, XXXVII, XLIII;
Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. М.,
1927, с. 82, рис. 64в, 69; Крюкова Т. А. Марийская вышивка. Л.,
1951, табл. XXVI, XXIX; Orlov S. Р. Hry a pisne deti slovanskych.
Praha, 1928; Hank Vilem. Variace a desymetrisace, 1949, fig. 26;
Slovenske ludove umenie. Bratislava, 1954, I -- II, N 358/113;
Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1939, cz. II, вып. 2,
s. 909, fig. 134-136.
Кроме вышивок и тканей, ромбо-точечная композиция встречена
в этнографическом материале на прялках. Прялки, как известно, часто
|
|