|
У золотым кресле, На ореховым кусте,
У оряховым кусте Где ореховая лусна,
Орешачки луще. -- Возьми собе девку,
-- Жанитися хочу, Котораю хочешь...19
-- Возьми собе панну,
Котораю хочешь,
Котораю любишь...
---------------------------------
19 Безсонов Петр. Белорусские песни. М., 1871, с. 81 -- 82.
Во времена Безсонова и в русских областях упоминался не Яша, а Ящер.
(См. примеч. к № 17 на с. 81.)
На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин
подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером,
может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в
жертву дракону-ящеру. Отголоском таких жертвоприношений является
поверье, что водяные женятся на утопленницах 20.
---------------------------------
29 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,
1903, с. 90.
Признаки культа ящера-"крокодила" особенно заметны в
Новгороде, где их можно проследить до X в. н. э., но истинную
хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы
определить не можем. Удалось лишь уловить момент окончательного
забвения старого содержания: на рубеже XIX и XX столетий Ящер
заменился Яшей.
Для смысловой и хронологической расшифровки обрядов, игр,
песен и изобразительных сюжетов необходимо привлечение самых
разнородных материалов и широчайшее поле сопоставлений. В
белорусском Полесье существовал в XIX в. праздник весеннего
пробуждения медведя (24 марта, накануне христианского благовещения).
Крестьяне готовили специальные кушанья и, одевшись в шубы шерстью
вверх, плясали ритуальный танец, подражая движениям просыпающегося
медведя. Праздник назывался "комоедицы". У древних греков тоже был
весенний медвежий праздник, и он назывался "комедией" (от "комос" --
медведь). От веселых песен, плясок и шуток этого медвежьего
карнавала пошло и позднейшее наше название комедии. Следовательно,
традицию белорусских комоедиц необходимо возводить по крайней мере
к далекому индоевропейскому единству, когда одно и то же название
одинаково означало охотничий медвежий праздник. Однако точной даты
возникновения подобного праздника у нас нет.
В. Я. Пропп в своей интересной книге о волшебной сказке
предположил, что те тяжкие испытания, которым подвергаются герои
русских сказок, являются отражением суровых испытаний юношей на
зрелость, хорошо известных этнографам инициации 21. Но инициации,
вероятно, существовали на протяжении всей первобытности, и
наблюдения Проппа определенной даты нам не дают.
---------------------------------
21 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
Архаизм фольклорного материала не подлежит сомнению, но
точных дат от него (по самой его природе) мы ожидать не можем. Иное
дело -- народное искусство или такие комплексы, в состав которых
входят орнамент или другие изобразительные материалы. В этих случаях
мы можем обратиться к археологии, от которой вправе ожидать более
точного хронологического определения времени первичного появления
того или иного сюжета. Только сочетание данных этнографии и
археологии может дать нам хронологическую амплитуду начала и конца
тех или иных явлений.
Произведем при помощи этнографических загадок (взятых из
большого числа им подобных) три хронологических зондажа в
археологическую глубину тысячелетий. Объекты должны быть выбраны из
области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной
народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый
элемент узора свадебного наряда невесты; вторым -- один из
загадочных сюжетов на пасхальных яйцах-писанках; третьим примером
будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на
полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным.
На свадебных "молодецких" паневах, на вышитых рукавах женских
рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и
тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат,
разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В
центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно
изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай
ромба, то назовем эту композицию "ромбо-точечной". Обычно эта
|
|