Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  навьи оставались невидимыми. В городе и  в  Полоцкой  земле  многие
  умерли, что объяснялось действиями навий.
      Все  это  очень  далеко  от  того,  что  мы  называем   культом
  предков. Можно даже определенно сказать, что навьи близки к  упырям
  и являлись, очевидно, душами чужих людей,  врагов,  иноплеменников.
  Дожил этот культ в том самом виде, как он описан источниками XII --
  XIII вв., до начала XX в.
      3.  "5  тесте  мосты  делаютъ  и  колодязе".  Различные   формы
  обрядового печенья хорошо зафиксированы славянской этнографией даже
  для XX в. не только для деревни, но и для города 11 (см. рис. на с.
  37).
 ---------------------------------
      11 Сумцов Н. Ф. Хлеб в  обрядах  и  песнях.  Харьков,  1885.  К
  языческой старине восходят куличи, блины, "жаворонки".

      4. Свадебные фаллические обряды. "...  (чтуть  срамные  уды)  и
  в образ створены и кланяются им и требы им кладуть. Словене  же  на
  свадьбах  въкладываюче  срамоту  и  чесновиток  в  ведра  пьють..."
  Комментируя это место в трактате Даниила, Гальковский  сослался  на
  полную этнографическую  аналогию,  известную  ему12.  Достоверность
  сообщения   Даниила    (подтвержденного    "Словом    Христолюбца")
  подкрепляется и археологическими материалами: К.  Яжджевский  нашел
  при раскопках в Ленчице, в слоях XII--XIII вв., ведро  и  "срамоту"
  (фалл) 13, т. е. полный набор реквизита свадебного обряда (см. рис.
  на с. 39, 41).
 ---------------------------------
      12 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 40.
      18 См.: Abramowicz  Andrzij.  Przedmioty  ozdobne  z  grodziska
  Leczyckiego. -- Studia Wczesnosredniowieszne, t. III, tab. 143.

      5. "... и недели день [почитают] и  кланяются,  написавше  жену
  в человечъск образ тварь". Более подробно о поклонении олицетворению
  воскресного дня в образе женщины говорится в специальном  "Слове  о
  твари и о днии, рекомом неделе...", написанном, вероятно, в  начале
  XIII в. и дошедшем до нас в севернорусской обработке XIV в. 14 Речь
  идет о том, что тогдашние русские люди особым  почитанием  отмечали
  день  недели  воскресенье  как  еженедельный  праздник  "света";  в
  какой-то мере это было связано с  культом  солнца  (воскресенье  --
  "день солнца", Sonntag), но лишь косвен-но. Автор поучения отделяет
  свет от солнца, считая, что солнце лишь субъект света: "вещь бо есть
  солнце свету", а главное внимание  уделяет  свету  "неосязаемому  и
  неисповедимому", т. е. тому, который бог, по Библии,  создал  ранее
  солнца: "Никто же бо можеть указати образа свету,  но  токмо  видим
  бываеть".
 ---------------------------------
      14 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 78--83.

      Возможно, что  этот  загадочный  свет,  отделенный  от  солнца,
  выражается  позднейшей  фразой  "весь  белый  свет".  И  вот   этот
  неисповедимый свет русские люди стали изображать  вещественно,  как
  "тварь"  (сотворенное),  в  виде  женщины.   Возможно,   что   были
  скульптурные изображения ("болван  выдолбен"),  но  преимущественно
  автор говорит о "написании света" "во образ человечь". Слова Даниила
  "написавше жену в человеческ образ" мы должны понимать  не  столько
  как изготовление деревянного  идола  (отголоском  чего  могут  быть
  севернорусские скульптуры  Параскевы  Пятницы),  сколько  в  смысле
  писаного  изображения,   а   глагол   "писать"   в   применении   к
  средневековому искусству мог означать два понятия: писать икону или
  фреску и  "писать",  т.  е.  вышивать  цветными  нитками  на  белом
  полотняном фоне 15.
 ---------------------------------
      15  И.  Срезневский  сближает  слова  "писати"   ("пьсати")   и
  "пьстрый" -- украшенный узорами, вышитый. См.: Материалы для словаря
  древнерусского языка. М., 1958, т. II, стлб. 1776--1777.

      Весь  русский  Север  --  от  Пскова  на  западе  до   обширных
  архангельских краев на востоке -- изобилует полотенцами с устойчивой
  ритуальной сценой: в центре --  женская  крупная  фигура  (часто  с
  поднятыми к небу руками), а по сторонам ее --  два  всадника,  тоже
  нередко с поднятыми к небу руками. У женской фигуры обычно в  руках
  бывают птицы -- символ неба.  Иногда  композиция  меняется:  вместо
  всадников по сторонам женской фигуры вышивальщицы  изображали  двух
  огромных птиц, но  фигура  женского  божества  оставалась  главной,
  сохраняла свое центральное место в композиции. Нередко голова богини
  офор.млялась как солнечный диск с короткими лучами, расходящимися во
  все стороны; иногда  огромный  солярный  знак  покрывал  почти  всю
  середину женской фигуры. В олонецкой  вышивке  композиция  с  двумя
  всадниками представляет особый вариант: центральная женская  фигура
  громадна; она в три раза выше коней, на голове у  нее  --  рога,  а
  вокруг богини и всадников -- звезды и нечто вроде небесного свода 16
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-