|
привязаны к старому очагу, а для этого необходимо добыть священный
огонь и торжественно перенести его из старого очага в новый... Когда
в округе появляются эпидемические болезни или падеж скота... также
добывают священный огонь, разводят по концам улицы и со всех сторон
селения большие костры и поддерживают их днем и ночью, чтобы таким
образом запереть вход нежеланным гостям. Кроме того, разносят этот
огонь по всем избам и поддерживают его в домашних очагах" 6.
---------------------------------
6 Сержпутовский А. Очерки Белоруссии. Добывание огня. --
Живая старина, 1909, кн. 69, с. 40 -- 41.
Древние источники говорят о культе Сварожича под овином, где
должен гореть огонь, высушивающий снопы. Белорусы, разводя огонь под
овином, бросали в него необмолоченный сноп ржи как жертву огню 7.
---------------------------------
7 Токарев С. А. Религиозные верования..., с. 70.
Таким образом, мы видим, что культ огня, обожествление огня
дожили почти до наших дней. Исчезло только наименование его
Сварожичем, и, очевидно, это произошло давно, так как нигде нет
никаких следов этого имени (см. рис. rbyds002.gif и rbyds002.gif).
2. "И навьм мьвь творять. Сто лет спустя после "Слова об
идолах", в "Слове о посте к невежам", этот обычай топить баню для
"навья" описан во всех подробностях. В четверг страстной недели
"поведають мрътвым мяса и млеко и яйца. II мылница топят и на печь
льют и пепел посреде сыплют следа ради. И глаголют: "Мыйтеся!". И
чехли вешают и убруси и велят я терти. Беси же смиются злоумию их и
вълезше мыются и порплются в пепели том, яко и куры след свой
показают на попеле... И проходят топившей мовници и глядають на
попеле следа и егда видять на попели след и глаголють: "Приходили к
нам навья мытся..." 8.
---------------------------------
8 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества
в древней Руси, т. П. -- Зап. Моск. археолог, ин-та. М., 1913, т.
XVIII, с. 15; 60.
Издатель этого поучения Н. Гальковский сообщает, что в начале
XX в. в с. Лучесах Смоленской губ. он сам наблюдал следующее: "Когда
все окончат мыться в бане (а это обычно бывает поздно вечером),
последний выходящий, оставив сколько-нибудь горячей воды в котле,
приносит ведро холодной воды, поддает пару, т. е. льет ковш воды на
горячую каменку, и, сказав: "Мойтесь!", поспешно уходит из бани;
после этого ходить в баню не годится" 9. В дополнение автор
рассказывает о том, что в детстве он сам был участником
жертвоприношения навьям: ему поручали в страстной четверг ставить
пищу и молоко на крышу сарая. Гальковский, как и многие другие,
считает, что топка бани и приношения навьям -- проявление культа
предков на том основании, что навьи -- мертвые.
---------------------------------
9 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 5, 6.
Делали это не только в великий четверг, но каждый раз, как топили
баню.
Однако в этом прямолинейном выводе можно усомниться. Что
навьи -- мертвецы, в этом сомнений нет, но души мертвых могут быть
благосклонны к людям, а могут быть люто враждебны, как, например,
вампиры. Духи предков всегда добры к своим потомкам, всегда
покровительствуют и помогают им; им молятся или в доме, или у могил
на кладбище в радуницу. Навьи же выглядят злобными, враждебными
человеку; навьи -- не просто мертвые, а умершие некрещеными, т. е.
чужие, как бы иноверные духи. Да и место "кладения треб" им тоже
своеобразно: под самой поветью или даже на крыше; и след они
оставляют на золе птичий.
Все это хорошо разъясняется болгарским фольклором о навьях.
Там -- это птицеобразные души умерших (но нигде не говорится о
предках), летающие по ночам, в бурю и дождь, "на злых ветрах" и
кричащие, как голодные ястребы. Крик или пение этих птиц означает
смерть. Нави (наваци) нападают на беременных женщин и детей, сосут
их кровь, пьют молоко скотины. Их описывают в виде огромных голых
птиц или в виде голых петухов размерами с орла. Оберегами от них
служат соль, огонь и топор 10. Птичий облик навий и их зловещая
сущность объясняют нам и куриные следы на пепле в банях XIII в., и
боязливое отношение к ним тех смоленских крестьян, которые оставляли
им воду и приглашали мыться в начале XX в.
---------------------------------
10 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, § 555, s. 682.
В "Повести временных лет" под 1092 г. помещен рассказ о том,
"яко навье бьють полочаны". В Полоцке по ночам слышались стоны,
топот копыт, но каждый любопытствующий получал смертельную рану, а
|
|