Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  восточнославянских народов XIX -- начала XX в. М., 1957; Иванов  В.
  В., Топоров В. Н. Исследования  в  области  славянских  древностей.
  Лексические и фразеологические вопросы реконструкции  текстов.  М.,
  1974.

      Окончательное расчленение  этого  почти  необъятного  материала
  на исторические стадии -- дело будущего.  Здесь  хотелось  бы  дать
  только несколько примеров, произвести несколько  зондажей  в  толщу
  всей массы данных о язычестве с целью  определения  хронологической
  глубины.
      Для исторического рассмотрения  проблемы  язычества  отнюдь  не
  безразлично, отражает ли  обильный  и  драгоценный  этнографический
  материал только последнюю, сравнительно недавнюю стадию религиозных
  представлений, или же  он  донес  до  нас  и  тысячелетнюю  архаику
  отдаленной первобытности, неясный субстрат позднейших наслоений.
      В общей форме ответ предрешен: этнография дает  нам  как  бы  в
  спрессованном совмещенном виде элементы всех стадий, но  нам  нужно
  знать степень полноты информации, необходимо по  возможности  точно
  связать пережитки с  той  эпохой,  с  той  конкретной  исторической
  действительностью, которая породила изучаемые  явления,  проследить
  эволюцию и трансформацию религиозных представлений  на  последующих
  этапах, когда на них накладывались новые слои представлений.
      Для  этого  нужны  прежде  всего  опорные  датировочные  точки,
  хронологические  ориентиры.  Можно  идти  двумя  путями:  от  точно
  датированного древнего источника подниматься вверх, к этнографии, и
  прослеживать степень сохранности тех или иных явлений. Можно идти и
  другим, ретроспективным путем, начиная с  этнографии  и  постепенно
  углубляясь  в  века  и  тысячелетия  с   помощью   исторических   и
  археологических данных.

      Недостатка  в   этнографических   загадках,   требующих   такой
  ретроспективной расшифровки, не будет. Нами должны быть использованы
  оба пути.
      Испробуем  сначала  восхождение  от  древнего  к  современному.
  Возьмем рассмотренное нами "Слово об идолах" и попытаемся проследить
  позднейшую судьбу  и  степень  живучести  тех  славянских  обрядов,
  которые упомянуты игуменом Даниилом.
      1. "Огневи Сварожицю молятся". Культ  огня  в  самых  различных
  формах дожил до начала XX в. повсеместно 2. Огонь называют "богом",
  "святым огнем"; при вздувании огня читали молитвы. Огонь  переносят
  из старого жилища в новое. В определенных  случаях  зажигают  путем
  трения новый, "живой огонь".  "Мы  почитаем  огонь  как  бога",  --
  говорили жители Подолии. "Его (огонь) нужно почитать все равно  как
  бога. У нас огонь почитают, так как он может спалить", --  говорили
  на Полесье 3 (см. рис. нас. 32).
 ---------------------------------
      2 Cieszewski S. Ognisko. S. 1., 1903; Харутна В.  К  вопросу  о
  почитании  огня.  --  Этнографическое  обозрение,  1906,   т.   18;
  Тго)ановиП С. Ватра у обиЬадима и животу српског народа. 1930.
      3 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 501.

      Видное место занимает огонь в заговорах-заклинаниях.  В  Сибири
  записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане
  на горячие угли: "Батюшко ты, Царь-Огонь,  всемя  ты  царями  царь,
  всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь  ты  милостив!  Как  ты
  жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и  муравы,
  чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные  коренья...  Тако  же  я
  молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, -- жги и спали с раба
  божия (имя рек) всяки скорби и болезни... страхи и переполохи..." 4.
 ---------------------------------
      4 Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869, с. 514.

      Множество обрядов связано с печью, с овином и  со  светцом.  На
  границе Украины и Белоруссии бытовал интересный обряд, связанный  с
  первым зажиганием света осенью (1 сентября), он назывался "женитьбой
  комина". "Комин" белили,  увивали  спелым  хмелем,  цветами.  Когда
  зажигали лучины, то сыпали  на  них  орехи,  дынные  семена,  куски
  солонины и комья масла. В Киеве устраивали "свадьбу свечи": ставили
  срубленное  деревце,  обвешанное  фруктами,  дынями  и   украшенное
  восковыми свечками5.
 ---------------------------------
      5 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 502.

      Интересные  данные  о  священном  огне   приводит   белорусский
  этнограф А. Сержпутовский: "В торжественных случаях, когда требуется
  добыть древний  священный  огонь,  имеющий  свойство,  по  народным
  воззрениям, предохранять человека  от  того  или  иного  несчастья,
  прибегают к особым приемам, которые передавались из рода  в  род  и
  достигли нашего времени". При постройке дома на новом месте  "нужно
  устраивать новый очаг, перевести сюда  покровителей-духов,  которые
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-