Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б.А.Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHИХ СЛАВЯH
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-
 
  безупречной литературной отшлифованностью,  как,  например,  "Слово
  Исайи пророка о поставляющих вторую трапезу Роду и  рожаницам",  но
  все его составные части вполне  логичны,  целостны  внутри  себя  и
  расположены в нужном порядке.
      На общем фоне обличения античного  язычества  Даниил  дает  три
  раздела, посвященные славянским верованиям. Первый раздел  содержит
  общий очерк русских языческих представлений и обрядов, изложенный с
  такою же степенью лаконичности, как и язычество эллинов.
      Второй, тоже предельно краткий,  раздел  дает  нам  драгоценную
  периодизацию, поражающую нас глубиной познаний автора. Третий раздел
  посвящен характеристике современного автору  состояния  религиозных
  воззрений русских людей начала XII  столетия,  в  сознании  которых
  наряду с христианством еще существовали и архаичные упыри, и Перун,
  и предшествовавший Перуну Род.
      После того как конспект греческого "Слова  Григория  Богослова"
  был дополнен этими тремя русскими разделами,  автор  решил  усилить
  отрицательное отношение к язычеству, сопричислив к нему и  Моамеда,
  и мерзкие обычаи сарацин, болгар и турок, "и олико их есть  в  вере
  той". Вспомним, что Даниил был свидетелем первого крестового похода,
  другом Балдуина ("познал мя бяше добре и люби мя велми")  и  хорошо
  знал о военном натиске неверных сарацин, который  в  преувеличенной
  форме отразился и в былине:  "Не  стало  в  Иерусалиме  четья-пенья
  церковного, звона колокольного от  Идолища  поганого".  Сарацинские
  приписки были откликом на ту  широкую  войну  против  христианского
  мира, которую вели тогда сарацины.
      "Слово об идолах" --  не  нагромождение  вставок  и  нескладных
  переводов, а  умный  и  логичный  конспект  трактата  о  язычестве,
  пополненный актуальными для эпохи крестовых походов выпадами против
  магометан.
  
                          
                             Глава вторая
 ---------------------------------------------------------------------
                            ГЛУБИНА ПАМЯТИ

      "Слово святого Григорья  (Богословца)  изобретено  в  толцех  о
  том, како първое погани суще языци  кланялися  идолом  и  требы  им
  клали; то и ныне творят",  сокращенно  названное  мною  "Словом  об
  идолах", чрезвычайно важно для нас историчностью своего  подхода  к
  русскому язычеству.
      Нам   надлежит,   во-первых,    проверить    интереснейшую    и
  привлекающую своей  глубиной  периодизацию  славянского  язычества,
  перевести относительную хронологию трактата Даниила в абсолютную, а
  во-вторых, для нас  принципиально  важно,  что  в  своем  последнем
  разделе, посвященном русскому двоеверию после принятия христианства,
  автор упоминает как сосуществующие в его время, в  начале  XII  в.,
  культы всех ступеней его периодизации: русские люди эпохи Владимира
  Мономаха верили и в Перуна, которому приносил кровавые  жертвы  еще
  прадед  и  тезка  Владимира,  и  в  архаичных,  идущих  из   глубин
  первобытности упырей и берегинь. Важно для нас и то, что главным  и
  повсеместным, самым живучим и неистребимым оказался культ не самого
  Перуна, а его предшественника -- великого Рода и его рожаниц.
      Принципиальное  значение   этих   этнографических   констатации
  Даниила состоит в том, что в  истории  религии,  очевидно,  следует
  искать не смену верований, не полное вытеснение  старого  новым,  а
  наслоение нового на всю сумму более ранних представлений,  создание
  амальгамы разновременных и разностадиальных элементов.
      Однако это положение подлежит тщательной проверке.  Если  автор
  "Слова об  идолах"  оперировал  этнографическим  материалом  своего
  времени, то нам надлежит обратиться к доступным нам материалам  XIX
  -- начала XX в. и проверить степень  сохранности  в  них  архаичных
  элементов, Нам нужно знать глубину народной памяти.
      Этнографический материал XIX  и  даже  XX  вв.  по  славянскому
  язычеству безбрежен; уже первая  солидная  сводка  его  Афанасьевым
  заняла три больших тома. Последующие сводки являлись как бы сводками
  второй степени, отражая не столько анализ самого материала, сколько
  сумму накопленных сведений  о  нем  1.  Ко  всем  видам  словесного
  фольклорного    творчества    добавляется     описание     обрядов,
  жертвоприношений, хороводных  танцев  и  игр;  к  этому  необходимо
  добавить   рассмотрение   народного   изобразительного   искусства,

  орнамента. Большую  помощь  в  изучении  язычества  должна  оказать
  лингвистика.
 ---------------------------------
      1 Афанасьев А. Н.  Поэтические  воззрения  славян  на  природу.
  Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи
  с мифическими сказаниями других родственных народов.  М.,  1865  --
  1869. Т. 1 -- 3. Moszynski К. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934,
  cz. II, zesz. 1; Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha,  1916,
  t.   II,   вып.   1;   Токарев   С.   А.   Религиозные    верования
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 335
 <<-