|
отец, паломник Данило, возвращавшийся именно в это время из поездки
в Иерусалим, в черном монашеском платье и с каким-то "днищем
корабельным", полным ключевой воды, которой он и омыл раны сына.
Необычность такого эпизода, как неожиданное появление отца-паломника
на побоище и спасение им своего сына, была достаточным основанием
для сложения былины, где в общее описание блистательной победы
русских вплетен рассказ о Даниле 50.
---------------------------------
50 Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни,
собранные в 1899 -- 1901 гг. СПб., 1910, т. III, с. 46, 202, 474 --
475. Былина "Данило Игнатьевич". К сожалению, исследователи
совершенно не коснулись этой интереснейшей былины. В. Я. Пропп в
своем объемистом труде "Русский героический эпос" (Л., 1955; Л.,
1958) даже не упомянул ее в основном тексте. См.: Рыбаков В. А.
Древняя Русь, с. 115 -- 124.
События августа 1107 г. происходили на территории
Переяславского княжества, где княжил Владимир Мономах, при дворе
которого слагался в эти годы новый цикл героических былин о битвах
с половцами и былин-новелл. В составе этого цикла оказалась и былина
о калике Даниле Игнатьевиче. Право на сопоставление былинного героя
с игуменом Даниилом нам дает поразительное совпадение хронологии
событий:
Отъезд Даниила из Иерусалима -- апрель 1107 г.
Приезд Даниила на Русь -- примерно июль -- август 1107 г.
Битва с половцами под Лубнами -- 12 августа 1107 г.
Былина содержит биографические данные о Даниле Игнатьевиче,
Данило был ранее княжеским богатырем, и на традиционном пиру у князя
Владимира он сказал князю:
"Ведь жил я у тя во Киеве да шестьдесят годов,
Как сносил я у тебя во Киеве да шестьдесят боев...
А под старость мне-ка хочется кабы душа спасти...
Да наложить на собя скиму спасеную,
А постригтися мне к Федосью-Антонию в Пещер-монастырь" 51.
---------------------------------
51 Григорьев А. Д. Архангельские былины..., с. 202.
Данило просит князя: "А ты позволь мне-ка снять платье
богатырское, а да одеть мне-ка скиму да нонь калицкую" -- и
оставляет вместо себя своего сына "постоять Киеву обороною". Битва
с Кудреваном (Шаруканом) и Скурлой (Сугрой) произошла через 3 года
(или через 7 лет) после ухода Данила в монахи. Отсюда мы получаем
расчет былинной биографии Даниила: родился он в 1040 или 1044 г. и
постригся в 1100 или 1104 г.; возвратился из Палестины в 1107 г.
Есть в былине еще одна деталь, связывающая былинного
паломника с автором "Хожения". Родиной игумена Даниила все давно
считают Черниговщину, так как он сравнивал извилистую реку Иордан со
Сновью, которая "лукаво течет". В одном из вариантов былины об
Даниле Игнатьевиче говорится о том, что он живет с молодой женой в
Чернигове. Сын его в своих молитвах на поле боя поминает не киевские
церкви, а кафедральный собор Чернигова 52.
---------------------------------
52 Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 119.
Если былина сообщает нам о том, что монах и паломник Данило
Игнатьевич был долгие годы богатырем и боярином (о последнем говорит
упоминание отчества), то в строках "Хожения" игумена Даниила мы
много раз убеждаемся в том, что автор путеводителя до монашеской
рясы носил богатырское платье: он много проехал верхом по знойным
пескам Палестины, он "борзо" лазил по скалам ("по камению лезти на
ню, руками держася -- путь тяжек вельми!"), нырял на глубину шести
метров в горную реку ("измерих и искусих сам собою") и многие
расстояния измерял воинской мерой -- "перестрелом" стрелы "доброго
стрельца", а там, где он мерил "своею пядью" или "своею саженью",
мы, зная меру этих зданий, видим, что Даниил был высоким
широкоплечим человеком, размах рук которого на 6 см превышал среднюю
величину сажени 53.
---------------------------------
53 Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI--XV вв.: (Из
истории народных знаний). -- СЭ, 1949, № 1.
Таким предстает перед нами предполагаемый автор
замечательного трактата о русском язычестве.
Напрасно Е. В. Аничков, пытаясь подражать А. А. Шахматову,
но-делая это крайне неумело, превратил "Слово об идолах" в
"нагромождение разновременных вставок" и расчленил единый рассказ на
мизерные куски, которые переставлял и выключал по своему вкусу.
Трактат Даниила, может быть, и не отличается такой
|
|