|
язычества, содержащейся в трактате, написанном на корабле, мы должны
отметить наличие следующих периодов.
1. Культ упырей и берегинь. Первобытный анимизм с ярко
выраженным дуализмом. Возникает, по-видимому, в глубинах охотничьего
хозяйства, может быть, уже в палеолите или мезолите, но доживает
вплоть до времени написания "Слова об идолах" 39.
---------------------------------
39 А. Ф. Лосев доводит анимизм ("век страшилищ и чудовищ", т.
е. упырей) до матриархального мотыжного земледелия, т. е. до
неолита. См.: Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом
развитии. М., 1957, с. 47.
2. Культ Рода как божества Вселенной, всей природы и
плодородия. Автору представляется, что этот культ близок к культу
Озириса и был распространен на Ближнем Востоке и в Средиземноморье,
откуда он дошел и до славянского мира, заслонив собою старую
демонологию. Возможно, что рожаницы были земледельческой
трансформацией благожелательных берегинь. Хронологически почитание
верховного земледельческого божества Рода и рожаниц должно было бы
охватывать всю эпоху господства земледельческого (неполивного)
хозяйства, но наш автор поставил культ Рода у славян в зависимость
от древних греков и римлян, чем ограничил его и хронологически
только тем периодом, который называют железным веком. Возможно, что
культ двух (?) рожаниц (который мы можем предполагать для энеолита)
предшествовал исторически культу единого Рода.
3. Культ Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов
Киевской Руси. Необходимо согласиться с Е. В. Аничковым, что военный
культ бога грозы был очень поздним явлением, возникшим одновременно
с русской государственностью.
4. Принятие христианства. Язычество отступило на "украины",
где продолжали молиться всем старым богам (в том числе и Перуну), по
делали это "отай". Наиболее жизнеспособным из всех старых языческих
культов оказалось почитание Рода и рожаниц, отмечавшееся явно как
"вторая трапеза" после рождества богородицы в праздник урожая.
Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом
церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих
теологов, считавших, что Род, а не христианский бог создал все живое
на земле.
Такова эта интереснейшая и глубокая периодизация, с которой
мы в значительной мере можем согласиться. Главным звеном в ней
является эра Рода, который подобно Кроносу, мифологическому отцу
Зевса, предшествовал Перуну княжеских времен.
Забегая вперед, можно сказать, что единственным слабым звеном
в периодизации язычества в "Слове об идолах" можно счесть отсутствие
самостоятельной матриархальной стадии земледельческого монотеизма,
отраженной в культах Кибелы или Реи (если древние богини не
скрывались под именем рожаниц) 40. Во всем остальном периодизация
вполне соответствует научным представлениям об этапах развития
религии.
---------------------------------
40 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология... -- СА, 1965, № 1
и 2.
Чем больше достоинств находим мы в "Слове об идолах", тем
важнее для нас определить время написания трактата.
*
Все дошедшие до нас списки "Слова об идолах" -- поздние и не
идентичны протооригиналу; каждый переписчик что-то сокращал или
дополнял. Самым надежным и, по всей вероятности, наиболее близким к
протооригиналу является Новгородский Софийский XV в., самым кратким
(но содержащим иногда более полные фразы) -- Паисиевский XIV -- XV
вв., а наиболее дополненным позднейшими сведениями -- Чудовский XVI
в. Ни один из них не дает прямых указаний на дату написания "Слова
об идолах". Н. Гальковский датировал "Слово" XIII--XIV вв. 41 E. В.
Аничков на очень шатких основаниях относил его написание к 1060-м
годам, а окончание процесса "нагромождения вставок" -- к началу XII
в. 42 Как видим, расхождения в датировке значительны. Попытаемся
собрать воедино все приметы времени и авторства, содержащиеся в
"Слове об идолах".
---------------------------------
41 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 20.
42 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 146, 232.
Аничков предполагал, что упоминание упырей и берегинь попало в
"Слово об идолах" из текста Начального летописного свода 1095 г.
Однако в летописи говорилось лишь о том, что поляне "жьруще
озером, кладязем и рощением", а берегини вовсе упомянуты не были.
Аничкова это не смутило. "Наш автор, -- пишет Аничков, -- тут ведь
|
|