|
дню рожаниц становились ясны итоги всего земледельческого года,
страда была закончена, хлеб был уже в закромах, и объем урожая был
окончательно известен. Праздник рождества богородицы назывался
"госпожиным днем", "госпожинками", "спожинками"; в названии
смешивались представления о госпоже-богородице и о завершенном
жнитве 35. Рожаниц чествовали во время "второй трапезы" (т. е.
второго пира после рождества богородицы) хлебом, кашей, творогом и
медом. Мед, вероятно, был хмельной, так как постоянно упоминается
"питие" и "наполнение черпал". По этнографическим данным, отдельные
семьи варили к этому празднику от 10 до 15 корчаг пива 36. На
второй, языческой, трапезе праздника урожая главными были, однако,
не рожаницы, а Род; его имя всегда стоит впереди, а рожаницы как бы
сопутствуют ему.
---------------------------------
35 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,
1903, с. 500.
36 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с.
500.
Главная ошибка исследователей, принижавших значение Рода,
была не в том, что они не обращали внимания на аграрную сторону
культа рожаниц, а в том, что они пренебрегли основными чертами
характеристики Рода, содержащимися в хорошо известных им источниках.
Мне уже приходилось в краткой форме перечислять основные
признаки Рода, как они обрисованы поучениями XI -- XIII вв. 37 В
дальнейшем будет дан более подробный анализ всей проблемы Рода в
целом; здесь же для понимания места Рода в хронологической системе
"Слова об идолах" достаточно простого перечня признаков. Прежде
всего местопребывание Рода указывается в источниках не в доме или
под печью, что было бы естественно для домового, а "на воздусе", на
небе. Отсюда, с неба, Род "мечеть на землю груды", совсем как
античный Зевс бросает на землю громовые камни-метеориты. С именем
Рода связаны молния "родиа", наземные источники -- "родники" и
подземный огонь пекла -- "родьство огненное". Этимологически имя
Рода связано с такими понятиями, как "природа", "народ", "урожай",
"плодородие" и т. п.
---------------------------------
37 Рыбаков Б. А. Святовит-Род. -- In: Liber Josepho
Kostrzewski octogenario a veneratoribus dicatus. Warszjwa, 1968, s.
390 -- 394.
Но самым главным и самым существенным является то, что
церковные писатели XI -- XIII вв. уравнивали Рода со своим верховным
божеством, богом-отцом Саваофом, творцом всего мира. Особенно
интересно в этом смысле специальное поучение, условно названное
издателем "О вдуновении духа в человека" 38. Это произведение
является толкованием евангельских слов Иисуса Христа о боге: "Отец
мой делатель есть даже и доселе...". Русский комментатор XII--XIII
вв. всю свою статью посвятил противопоставлению языческого Рода
христианскому Саваофу как двух равных по могуществу божеств, с той
лишь разницей, что язычники, по его мнению, ошибочно приписывают
своему богу зарождение жизни и вдуновение духа в человека: "То ти не
Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети...
всем бо есть творец бог, а не Род!".
---------------------------------
38 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 97--98.
То внимание, которое оказывает культу Рода автор "Слова об
идолах", упоминая его в пяти местах своего произведения и
прослеживая огромный ареал этого культа (Египет, Малая Азия, Греция,
Рим, славянский мир), говорит в пользу того, что мы не имеем права
расценивать Рода на уровне домового, мелкого семейного божка с его
внутренним интимным культом.
Как же могло получиться, что Род, равный христианскому
божеству Вселенной, в источниках всегда сопряжен с рожаницами,
божествами меньшими по масштабу, даже если и считать их не только
"долями" отдельных людей, но и божествами плодородия, урожая?
Ответ нам дают античные мойры, с которыми так любят
сопоставлять рожаниц: ведь мойры, богини судьбы человека, были
дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю
богов, прядя нить жизни или обрывая ее в предназначенный срок. Мойры
так же относятся к Зевсу, как, например, христианские
ангелы-хранители к Саваофу. Поэтому мы должны исходить из таких
сопоставлений: Зевс и мойры; Род и рожаницы; Саваоф и
ангелы-хранители.
Эра Рода в славянском язычестве оказывается временем
зарождения первобытного земледельческого монотеизма, и точная
хронология потребует специальных разысканий.
Подводя итоги рассмотрению периодизации славянского
|
|